0
14755
Газета Кино Интернет-версия

23.11.2016 19:56:00

Мифологизация или реконструкция?

Тэги: кинопремьера, ким дружинин, андрей шальопа, история, война, подвиги, панфиловцы, кинокритика


кинопремьера, ким дружинин, андрей шальопа, история, война, подвиги, панфиловцы, кинокритика Среди 28 панфиловцев были бойцы из разных республик, но словосочетание «Советский Союз» не прозвучало в фильме ни разу – всех назвали русскими. Кадр из фильма

Путь фильма Кима Дружинина и Андрея Шальопы на экраны был долог и тернист. Сперва деньги на него собирали в Интернете, когда сумма народных пожертвований перевалила за 30 млн руб., к проекту подключились Минкульт России, Военное-историческое общество, Фонд кино, правительство Казахстана. В разгар работы над картиной с новой силой разгорелась многолетняя дискуссия на тему реальности подвига панфиловцев, которая окончилась резким высказыванием Владимира Мединского в адрес тех, кто якобы переписывает историю (тем самым, про «мразей конченых»). Выходу фильма – в итоге экранизации канонического (или мифологического) подвига Красной армии – все это нисколько не помешало, а его первыми зрителями стали Владимир Путин и Нурсултан Назарбаев. 

Действие картины разворачивается в середине ноября 1941 года. Немцы наступают на Москву, оборону столицы держит стрелковая дивизия генерал-майора Ивана Панфилова – в том числе 4-я рота 2-го батальона 1075-го стрелкового полка во главе с капитаном Павлом Гундиловичем и политруком Василием Клочковым. О том, как бойцы этой роты, численность которой была несравнимо меньше численности противника, уничтожили 18 танков и ценой своих жизней остановили фашистов в районе разъезда Дубосеково в 7 км от Волоколамска, первым написал корреспондент газеты «Красная звезда». Эта заметка, прославившая подвиг 28 панфиловцев и поддерживавшая дух советских бойцов на протяжении всей войны, как и слова Клочкова «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва!», вошла в историю. И легла в основу картины Дружинина и Шальопы, которые в своем фильме реконструируют события тех ноябрьских дней. 

Реконструкция в случае с «28 панфиловцами» – не просто слово. Это и главная характеристика фильма, и одновременно главный его недостаток. А вовсе не правдивость истории, которую так яростно пытаются то оспорить, то защитить: был подвиг именно таким, каким описал его тогда журналист, или же был приукрашен (как доказывают расследования военной прокуратуры 1948 и 1988 годов), не имеет значения, когда речь идет о художественном фильме. Лучшие из классических и современных военных картин – всегда, пусть и в разных пропорциях, смесь мифа с реальностью, история как людей, так и персонажей, характеров, зачастую вымышленных для усиления, а то и создания необходимого конфликта. 

Авторы «28 панфиловцев», однако, вслед за министром Мединским (пусть и не в таких грубых выражениях) продолжают настаивать на достоверности. Как по учебнику, разыгрывают сперва подготовку к бою, а потом и само сражение. Отсчитывают и 28 человек, среди которых обязательно есть украинец, киргизы, казахи, и подорванные танки со свастикой, которыми управляет обезличенная толпа фашистов в балаклавах. Прописывают в диалогах все нужные фразы: и про то, что отступать некуда, и про то, что за родину не умирать, а пожить нужно. К слову о правде: в кадре ни разу не звучат словосочетания «Советский Союз», «советский народ», не слышно имени Сталина – только «мы русские» (и казахи, и киргизы, и украинцы). На вопрос, отчего так, у создателей есть пространный ответ про то, что они люди молодые и современные и снимали для таких же зрителей. Каких таких? Кажется, тех, кто учится «подгонять» историю под потребности времени, вспоминая одну «правду», забывая другую и называя все это громким словом «патриотизм». 

Впрочем, художественную ценность фильма (точнее ее отсутствие) определяют совершенно иные факторы. Например, отсутствие характеров. Говорят в фильме много – и до самого сражения, склонившись над картой, и копая окопы, и в самих окопах, под градом пуль и под гусеницами немецких танков. И вот во всех этих бесконечных диалогах и монологах так и не вырисовывается ни единого героя. На экране безликие –   ничуть не в меньшей степени, чем говорящие на непереводимом немецком враги в балаклавах, – люди не только без будущего, так как почти всем суждено погибнуть, но и еще без прошлого. Этакие типажи формально той или иной национальности, но под общим знаменателем «русские», без страха и упрека. В финале в прямом смысле вырастающие в памятник, установленный на месте того сражения. Никакого конфликта, кроме очевидного противостояния с внешним врагом. Все экранное время так и занимает насыщенная спецэффектами (тем, что взрывы снимали вживую, а не рисовали на компьютере, авторы очень гордятся) историческая реконструкция – такие и впрямь проводят в районе Дубосекова увлеченные, играющие в «войнушку» взрослые люди. Сам подвиг в фильме (который по задумке нацелен на то, чтобы возвысить ценность героизма солдат) выглядит чем-то чуть ли не обыденным, ежедневной горькой необходимостью тех страшных лет. И в этом, возможно, и есть единственная правда фильма.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Курс рубля вернулся в март 2022 года

Курс рубля вернулся в март 2022 года

Анастасия Башкатова

Попытки воздействовать на нацвалюту ключевой ставкой могут ни к чему не привести

0
1627
"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

Владимир Мухин

Киев и НАТО готовятся к новому витку эскалации конфликта с Россией

0
1707
США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

  

0
774
Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Екатерина Трифонова

Отказать в возбуждении уголовного дела много раз по одному поводу теоретически нельзя

0
1135

Другие новости