0
8301
Газета Кино Интернет-версия

14.11.2016 00:01:00

Павел Лунгин: "Нельзя выиграть у жизни в карты"

Тэги: кинопремьера, дама пик, павел лунгин, интервью


кинопремьера, дама пик, павел лунгин, интервью Одержимость Германа граничит с сумасшествием. Кадр из фильма

«Дама Пик» – история оперной дивы Софьи Майер (Ксения Раппопорт), после долгих лет эмиграции вернувшейся в Россию, чтобы поставить «Пиковую даму» и спеть партию графини, и юного одаренного тенора Андрея (Иван Янковский), возомнившего себя Германом. И готового на все, чтобы заполучить эту роль, даже поставить собственную жизнь на кон, на «тройку, семерку, туз». Кинообозреватель «НГ» Наталия ГРИГОРЬЕВА побеседовала с режиссером картины Павлом ЛУНГИНЫМ о «германнах» нашего времени, безумной музыке Чайковского и страхе цензуры.

Как возникла идея снимать именно «Даму Пик»: это отклик на события в современном мире или просто желание поработать с этим произведением?

– Это началось так давно, что я уже и сам не помню, что было в первую, а что во вторую очередь. Но образ Германа современный очень, мне кажется. Он ведь не верит ни в справедливость, ни в науку, ни в карьеру, ни во что. Он верит только в то, что у жизни можно выиграть в карты. Мне кажется, что это, например, совершенно не свойство XX века, когда казалось, что нужно расти, развиваться, завоевывать. Сейчас этого нет, и это ощущение очень близко и Герману, и безумной музыке Чайковского. И очень современно. А вообще необходимо искать новый стиль. Хотелось сделать и триллер, и оперу, которая стала бы элементом сюжета, чтобы от арии к дуэту происходило движение по истории жизни.

Что было первостепенным – опера Чайковского или повесть Пушкина?

– Все работало вместе. Ты пытаешься создать какую-то реальность, выдуманную, невыдуманную, но реальность, которая была бы правдой. Наверное, музыка была более значительной.

И Иван Янковский, и Ксения Раппопорт сыграли у вас весьма нетипичные для себя роли: подобных героев, как мне кажется, в их карьере еще не было. Почему же выбор пал именно на этих актеров и как им самим давалась работа над непривычным для себя образом?

– Это сродни влюбленности, когда люди находят друг друга. У Ксении действительно не было таких зловещих ролей, она всегда играла положительных, интеллигентных, чуть-чуть растерянных, добрых героинь. Поэтому здесь ей поначалу, наверное, было сложно, но результат в итоге вышел прекрасным. А Ваня, наоборот, когда прочитал, сказал, что это его роль, отождествил себя с Германом. Он и правда очень цельный актер, который не позволяет себе ни на что отвлекаться, живет и мыслит работой.

Вы также работали с артистами Большого театра, которые за кадром озвучивали героев. Как подбирали голоса?

– Нам очень помогал Дмитрий Вдовин, руководитель Молодежной программы Большого театра. Он подбирал голоса, занимался с нашими актерами, которым действительно нужно было войти в эти роли, бесконечно, снова и снова, петь и повторять каждую арию, чтобы она вошла в тебя, чтобы чужой голос стал твоим. Это и перевоплощение, и техническая работа. И оказалось, что это не самое сложное, потому что они очень хотели петь и потому что для талантливых людей все возможно.

Получается, гораздо сложнее актерам было просто войти в сам образ, найти в себе того самого Германа или графиню Софью?

– Да, конечно. Ведь сложно понять: она его любит, или она его разрушает, или она с ним играет. А если это и то, и другое, и третье одновременно?

«Даму Пик» можно сравнить с «Одержимостью» и «Черным лебедем», то есть с фильмами о мучительном процессе создания произведения искусства. На мой взгляд, ваш фильм в первую очередь об этом.

– Конечно, это процесс творчества, творения. Мы видим, как из обрывков, из кусочков, из  страсти, интриг, обманов рождается нечто прекрасное и необычное. Поэтому мне так важно было сделать саму эту оперу интересной, чтобы показать масштаб личности Софьи, масштаб ее таланта певицы, постановщицы и в целом человека искусства. И в то же время она, конечно, зачаровала героя Янковского, этого нового Германа. Он перестал понимать, где искусство, где реальная жизнь, где музыка, где игра, где сцена, и стал гибнуть, потому что исчезла связь, исчезла разница между жизнью и искусством. Нельзя выиграть у жизни в карты.

Стилистически, изобразительно фильм, кажется, тоже ближе к зарубежному кино. Была ли цель представить русскую классику в форме европейского артхауса?

– Вряд ли именно так кто-то ставил себе задачу. Хотелось, чтобы это было интересно. И оператор Леван Капанадзе снял именно так, интересно и невероятно красиво. Конечно, мы пытались найти какой-то особенный киноязык для этой работы. Очень много зависело от постановки оперы, от того, как будут смотреться декорации – это придало театральности изображению и всему фильму.

В свете недавних дискуссий на тему цензуры нельзя не задумываться о том, что каждый новый фильм может каким-то, пусть даже самым абсурдным образом задеть чьи-то чувства. В вашей «Даме Пик» немало откровенных сцен с участием Германа и Софьи. Не боитесь, что кто-то сочтет это оскорблением классики?

– Разве это откровенные сцены? Они просто темпераментные. Увидим, как будут реагировать люди. Это фильм про страсть. Опера про любовь и про страсть. Нужно быть на уровне как минимум этой музыки, которая, мне кажется очень чувственной. А демагоги и лицемеры есть везде и всегда, тем не менее все настоящее пробивается, а ведь эта история про настоящее чувство. Если кто-то начнет ругаться, то я с удовольствием с вами встречусь и поговорю о цензуре. Наверное, могут сказать, что это оскорбление классики, но мы не можем жить, обращая на это внимание.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Доктор Ида

Доктор Ида

Татьяна Маргулис

Не знаю, как остальные, но мы точно не умрем

0
1216
Сказку «Дюймовочка» с Юлией Рутберг представят к 220-летию Андерсена

Сказку «Дюймовочка» с Юлией Рутберг представят к 220-летию Андерсена

Концерт пройдет 20 апреля на сцене Кремлевского дворца

0
1985
Пианист Юрий Фаворин – о своей новой программе «Краски и звуки»

Пианист Юрий Фаворин – о своей новой программе «Краски и звуки»

Концерт пройдет в рамках цикла «Время, вперед!» в музее «Новый Иерусалим»

0
2026
У Дели есть свой человек в Вашингтоне

У Дели есть свой человек в Вашингтоне

Владимир Скосырев

Вице-президент США посетит Индию с супругой

0
2830

Другие новости