Бывший хирург стал волшебником. Кадр из фильма
Экранная вселенная комиксов Marvel, которую уже населяют многочисленные мстители и стражи Галактики, пополнилась новым персонажем – Доктором Стрэнджем в исполнении Бенедикта Камбербэтча. Герой одноименного фильма Скотта Дерриксона в отличие от «коллег» не носит железный костюм (только плащ для левитации), не бросает молот, не стреляет из лука, не уменьшается до размеров муравья и не вырастает в зеленого монстра. Его оружие – магия. С ее помощью этому взрослому Гарри Поттеру предстоит спасать мир – от злодея Мадса Миккельсена и от очередного апокалипсиса.
Блестящий и, как следствие, весьма надменный и самовлюбленный нейрохирург Стивен Стрэндж попал в ужасную автокатастрофу. Больше всего пострадали руки – десятки швов и мелкая дрожь в пальцах, казалось, поставили крест на карьере и превратили его самого в этакого доктора Хауса, циничного и озлобленного. В попытке вернуть себе свою жизнь Стрэндж находит бывшего пациента, который чудом встал с инвалидной коляски. Тот советует ему отправиться в Тибет к некому Старейшине. У подножья Эвереста герой и правда находит нужного волшебника – его играет лысая Тильда Суинтон, – однако тот отказывается просто так исцелить Стрэнджа и вместо этого предлагает ему освоить древнее искусство магии. В котором он, правда, не сразу, проявляет недюжинные способности. И как раз вовремя – Земле угрожает еще один бывший ученик Старейшины – Кецилий (Миккельсен), перешедший на темную сторону силы и заключивший сделку с монстром Дормаммой из другого измерения, способным уничтожить все живое. Стрэнджу предстоит усмирить не только этих двоих, но и собственное эго – иначе величайшим магом не стать.
Появление волшебника среди супергероев – само по себе событие. Он не скандинавский бог и не какой-то натренированный спецагент, не жертва научного эксперимента или укуса радиоактивного насекомого. Даже не «мальчик, который выжил». Обычный человек, источник силы которого стоит искать в общемировых эзотерических, философских, духовных учениях, тех, что про карму, третий глаз, расширение сознания, параллельные миры. Перерождение становится основной идеей картины, без которого невозможно обретение магической силы – хотя некоторые этапы пути авторы все же оставляют за кадром, уделяя больше внимания спецэффектам. Оно того, безусловно, стоит – такой графики, как в «Докторе Стрэндже», не было, кажется, еще ни в одном из марвеловских блокбастеров.
Наделяя героев способностью управлять временем и пространством, создатели фильма играют с изображением. Происходящее на экране напоминает о детской игрушке под названием калейдоскоп: небоскребы складываются как карточные домики, не разрушаясь, а поворачиваясь под причудливыми углами. Зеркала служат порталами в новые измерения, где все бесконечно отражается и искажается. Герои преодолевают земную гравитацию, бегая по стенам и потолкам. Легким движением рук открывают двери в другие миры и из воздуха создают себе оружие. Отделяют свои астральные тела и поворачивают стрелки часов вспять. Высокие технологии на грани волшебства – изображение в «Докторе Стрэндже» достойно и 3D, и самого большого экрана IMAX, и 2016 года.
Что до психологического и морального аспекта, то, как и всегда у Marvel, суперспособности соседствуют с суперпереживаниями. Стрэндж в этом смысле – идеальный герой вселенной, внутренняя борьба которого с самим собой едва ли не превосходит по масштабам все его схватки с внешними врагами. В теории – и вовсе самый интересный персонаж, способный «подвинуть» и Железного Человека, и Халка, и Капитана Америку. Не в этот раз, однако, – знакомство зрителей со Стрэнджем вышло красивым, но все же скомканным. В чем вина не доктора (и даже не Камбербэтча!), а исключительно режиссера и сценаристов, не сумевших соблюсти необходимый баланс визуального и психологического, – первое пока побеждает с большим отрывом, спецэффекты оттеняют схематичные характеры.
Кое-какие линии и вовсе провисают, как, например, история еще одного соратника Старейшины по имени Карл Мордо (Чивител Эджиофор) – о его ключевой роли в будущем Стрэнджа и его мира приходится лишь догадываться, и то ближе к концу. Тогда как основную часть фильма, в отличие от комикса, этот персонаж лишь раздражающе маячит на втором плане, создавая по большей части искусственное напряжение и множа надуманные конфликты. Но у него, судя по всему, все еще впереди. Остальные герои сомнений не вызывают: будь то сам Стрэндж–Камбербэтч, надевающий красный плащ для левитации с достоинством Шерлока Холмса, или космическая бритоголовая Тильда Суинтон, или устрашающе загримированный Мадс Миккельсен, которому после «Ганнибала» не привыкать к образу злодея. В роли возлюбленной Стрэнджа – ни много ни мало Рейчел МакАдамс, которая помогает герою не потерять человечность и чувство юмора. С этим в фильме, к слову, все в порядке – зря, что ли, за главных здесь британцы.