Фильм о творчестве Леонарда Нимоя снял его сын Адам. Кадр из фильма «Ради Спока»
«Амфест» – этакое российское эхо фестиваля «Сандэнс» – практически единственный шанс увидеть самое свежее американское кино на большом экране. Некоторые фильмы программы, конечно, выйдут в российский прокат, а ремейк классического вестерна «Великолепная семерка», снятый Антуаном Фукуа, или «Таксу» Тодда Солондза и вовсе уже можно посмотреть в кинотеатре. За остальным стоит отправиться в столичный кинотеатр «Горизонт» (и в кинотеатры еще 12 российских городов, в этом году у фестиваля небывалый охват), где до 6 октября будут показывать документальные фильмы про Спока и Дэвида Линча, музыкальные байопики, семейные трагикомедии разной степени комичности и даже один ужастик.
Речь о «Зеленой комнате» Джереми Соунье, где главную (и, к сожалению, одну из последних в своей жизни) роль исполнил Антон Ельчин. Здесь он басист начинающей вашингтонской панк-группы, которая колесит с импровизированным турне по северо-западу США. Есть нечего, бензин приходится сливать из чужих машин на больших парковках, за концерты платят гроши – после очередного сорвавшегося выступления доморощенный промоутер предлагает музыкантам сыграть на запрятанной в орегонских лесах базе скинхедов. Там, в гримерке (именно так переводится на самом деле название Green room), герои становятся свидетелями убийства. Копаться в том, кто виноват и что делать, не так интересно, как просто наблюдать за развитием событий, специально оставляя для себя некоторые неясности. Тем более что дальше начинается эстетское кровавое месиво под звуки хардкора и непонятные обывателю, почти шифрованные тексты-указания местного фюрера в исполнении Патрика Стюарта, который вместе со своей бандой пытается скрыть преступление и убрать свидетелей. Режиссер предельно внимателен к изображению, к звуковому оформлению (на радость всем хардкорщикам), к символике фильма. Который в гораздо большей степени – ироничный экскурс в музыкальную и даже в целом поп-культурную историю и тонкое переосмысление жанра «слешэр» (а то и вовсе метафора любого музыкального турне), чем просто хоррор.
Еще одна жемчужина «Амфеста» – картина Кристофера Аведисьяна «Дональд плакал», пример идеального американского инди-кино, глубокого и удивительным образом возникающего на первый взгляд на пустом месте – без бюджета и на основе элементарной фабулы. Нью-йоркский финансист Пит возвращается в городок своего детства, чтобы забрать прах умершей недавно любимой бабушки. По дороге теряет бумажник и теперь вынужден одалживать деньги у школьного приятеля – бородатого, болтливого, навязчивого инфантила Дональда, который по-прежнему живет с родителями, курит травку, поддерживает чистоту и уют в тайном месте, где они с Питом прятались ото всех в старшей школе и, как одержимый, ждет его возвращения. Время в этом заснеженном и богом забытом уголке мира, кажется, совсем остановилось. О том, что идут годы, напоминают разве что постепенно умирающие родственники. Для Пита возвращение в прошлое и встреча с другом станут непростым эмоциональным испытанием, уморительно смешным и в то же время невероятно трагичным: череда комичных и неловких ситуаций, в которые Дональд вовлекает героя, то и дело прерывается брошенными вскользь фразами и воспоминаниями о прошлом, от которых щемит сердце. На эти, едва заметные опорные точки и нанизан весь фильм – совершенно неожиданной формы комедия в пастельных тонах, про детство как лучшее время, про дружбу и ее значимость, про внутреннего ребенка в каждом, которого не грех и не стыдно иногда выпустить на волю.
Об этом же, по сути, и «Семейка Холларсов» Джона Красински (второй режиссерский опыт звезды сериала «Офис»), где сам он играет мечтающего стать великим карикатуристом Джона, который возвращается в родной дом, узнав, что у его матери рак мозга. Трагическую завязку авторы переводят в трагикомическую – и в истории про неизлечимую болезнь есть над чем посмеяться, но в целом фильм остается классической, добротной мелодрамой про воссоединение семьи, членов которой – и это главное достоинство фильма – играют сплошь прекрасные артисты. Мэри Элизабет Уинстед в роли стойкой мамы, настоящей главы семьи, Ричард Дженкинс в образе неожиданно чувствительного папы, Шарлто Копли в качестве великовозрастного брата-раздолбая, беременная невеста Анна Кендрик, уморительный Чарли Дэй. Актерским ансамблем может похвастаться и «Мама-прилипала» Лорен Скафарии с Сьюзан Сарандон в роли гиперзаботливой мамаши. Настоящий бенефис актрисы, сыгравшей овдовевшую Марни, которая от нечего делать докучает дочери (Роуз Бирн), пока вдруг не обнаруживает себя нужной очень многим людям – от мечтающей о свадьбе девушки до юного продавца айфонов и полицейского на пенсии (Дж.К. Симмонс). Помимо того что «Мама-прилипала» – еще один пример кино про сильную и интересную героиню, которое нынче в тренде, это еще и достойный ответ многочисленным фильмам про отцов и детей (и «Капитан Фантастик», и «Бесконечно белый медведь»), чьим проблемам в последнее время уделяют чуть больше внимания, чем проблемам матерей и дочерей.
В программе «Амфеста»-2016 немало реальных историй. Речь и о тех, что легли в основу художественных, в данном случае биографических картин вроде фильма «В погоне за Майлзом», снятого и сыгранного актером Доном Чидлом и посвященного жизни Майлза Дэвиса. Изобретательная с точки зрения режиссуры лента представляет этакую дополненную реальность, музыкально-детективную фантазию. Биография великого музыканта вплетена в выдуманный криминальный сюжет с участием репортера в исполнении Юэна МакГрегора, что помогает неожиданным образом посмотреть на процесс создания уже ставшей классикой музыки.
Есть и несколько документальных фильмов, например трогательная, полная любви и фанатского восхищения лента «Ради Спока», посвященная жизни и творчеству актера Леонарда Нимоя и снятая его сыном Адамом. Картина должна была стать подарком к 50-летию «Стар Трека», но невольно стала еще и своеобразным кинопрощанием с Нимоем, который скончался в феврале прошлого года. История появления и работы над персонажем, мистером Споком, переплетается здесь с историей взаимоотношений Нимоя с сыном, который делится воспоминаниями наряду со всеми остальными героями – от членов семьи до актеров оригинального сериала «Стар Трек» и создателей новой франшизы. В другой документальной ленте программы – «Дэвид Линч: жизнь в искусстве» – с экрана о себе рассказывает сам режиссер. Авторов фильма, премьера которого состоялась совсем недавно на Венецианском кинофестивале, он пустил в свой дом и в свою студию. Здесь, рисуя очередную картину или играя с дочерью, он вспоминает о том, с чего все начиналось – о своих первых шагах в искусстве. Выходит красивый, красочный, как и любое произведение Линча, неполный, но честный портрет художника – почти автопортрет.