Демократичный в стиле одежды режиссер приобрел смокинг утром накануне церемонии. Фото Reuters
73-й Венецианский кинофестиваль завершился победой картины «Женщина, которая ушла» – черно-белой, длительностью 3 часа 46 минут, снятой филиппинцем Лавом Диасом. В фильмографии Диаса эта картина – одна из самых коротких, а вот «Золотой лев» – первый в карьере.
Решение жюри под руководством Сэма Мендеса – своего рода ответ Венеции Берлину, где в феврале этого года восьмичасовой исторический эпос Диаса остался без призов. Кажется, никто уже не надеялся, что поэтический, выходящий за границы не только привычного хронометража, но и какого-либо жанра (хотя в этот раз у режиссера получился почти криминальный триллер) кинематограф филиппинца оценят столь высоко, пусть речь даже о фестивальной публике, так сказать, настроенной на всевозможный «артхаус». Четырехчасовая история о мести, вписанная, как всегда у Диаса, в контекст истории его родной страны, снятая статичной камерой и длинными планами, – произведение, конечно, не только кинематографического, но и в целом изобразительного искусства. И даже в чем-то большая литература – вдохновение для своего нового фильма-романа Диас черпал из рассказа Толстого. Учитывая все это, «Золотой лев» – заслуженная награда.
Впрочем, жюри Мендеса в целом оказалось поразительно справедливым, например, оставило без наград «хозяев» фестиваля, итальянских кинематографистов, в этом году не показавших в конкурсе ничего выдающегося. Приз прочили Кончаловскому, который в Венеции уже получал и награду жюри (за «Дом дураков»), и награду за режиссуру («Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына»). Сэм Мендес, в начале церемонии посетовавший на то, что статуэток мало, в итоге объявил, что «Серебряных львов» в этом году дадут сразу двум режиссурам. Так Кончаловский, представивший в конкурсе возвышенную драму о Второй мировой, Боге и прощении под названием «Рай», по иронии судьбы и воле судей, вышел на сцену вместе с мексиканцем Аматом Эскаланте, лучшим режиссером Канн-2013. Его новый фильм «Дикая местность» – пространная, натуралистичная, снятая во все еще на удивление популярной у некоторых режиссеров технике «рваного монтажа», якобы социальная драма. На деле – пустышка. Но обходить вниманием каннского лауреата, наверное, дурной тон. Как, впрочем, и ставить их в один ряд с Кончаловским – имя Эскаланте журналисты встретили приглушенным «бууу», приз российскому режиссеру вызвал более воодушевленную реакцию.
Второй и последний раз во время церемонии закрытия «букали» на объявлении спецприза, который достался постапокалиптической антиутопии «Плохая партия» британки Аны Лили Амирпур. Несмотря на впечатляющий визуальный ряд фильма (пустыня – одна из самых выгодных кинематографических локаций) и звезд в эпизодах (например, Киану Ривза и Джима Керри), сюжет и идея предельно просты. Однако они присутствуют, что уже неплохо, если сравнивать с той же «Дикой местностью» Эскаланте.
Остальные награды встречали бурными аплодисментами. Будь то приз за сценарий, доставшийся «Джеки» Пабло Ларраина, точнее, сценаристу фильма Ною Оппенхайму, и заканчивая тремя актерскими номинациями. 21-летняя Паула Бир, сыгравшая главную роль во «Франце» Франсуа Озона, завоевала Приз им. Марчелло Мастрояни, который вручают в Венеции лучшим молодым актерам. Таким образом, частично выиграл и сам Озон, которого на фестивалях принимают как должное и, как правило, оставляют без призов и который в нынешнем конкурсе, говоря начистоту, заслужил награду, как никто другой.
Кубок Вольпи за лучшую мужскую роль получил аргентинец Оскар Мартинес, сыгравший вымышленного Нобелевского лауреата в одном из самых интересных и неожиданных фильмов программы – «Почетном гражданине» Гастона Дюпра и Мариано Кона. Картине одновременно легкой, зрительской, но в то же время тонкой, социально острой, полной иронии, граничащей с сарказмом, очень аргентинской, но удивительным образом универсальной. Нет сомнений, например, что российский зритель с легкостью считает большинство заложенных авторами мыслей и смыслов.
Что до награды лучшей актрисе, то она досталась американке Эмме Стоун за роль в фильме-мюзикле «Ла Ла Лэнд» Дэмьена Шазелла. Этот конкурсный фильм, открывавший Венецианский смотр, совершил, кажется, невозможное. Во-первых, голливудских звезд вроде Стоун на фестивалях вроде Венеции не жалуют. Во-вторых, в этом фильме и она, и ее экранный партнер Райан Гослинг действительно доказывают – в том числе стараниями мастера Шазелла – свою актерскую состоятельность. А еще поют и танцуют – хоть сейчас на сцену. И на «Оскар». Благо, у режиссера Шазелла уже есть опыт, а точнее, пять номинаций и три статуэтки Американской киноакадемии за предыдущий фильм «Одержимость».