Москва кишит упырями. Кадр из фильма
Главный герой фильма «Ночные стражи» в исполнении Ивана Янковского – курьер Паша, который однажды становится невольным свидетелем схватки людей с вампирами. И таким образом узнает о существовании специального отдела по борьбе с нечистью во главе с героем Леонида Ярмольника, о том, что Москва кишит упырями, лешими и василисками и что сам он, оказывается, обладает необходимым качеством, этаким шестым чувством для борьбы с ними. Обозреватель «НГ» Наталия ГРИГОРЬЕВА поговорила с режиссером картины, литовцем Эмилисом ВЕЛИВИСОМ о том, есть ли в России жанровое кино, почему его фильм – событие и как он сам стал упырем.
– Сравнение «Ночных стражей» с «Ночным дозором» неизбежно. В чем главное отличие вашего фильма?
– До приезда в Москву я не знал про эти фильмы. И только потом, посмотрев «Ночной дозор», понял, почему наняли именно меня, так скажем, европейского режиссера. Думаю, что я сделал универсальное жанровое кино. Несмотря на сценарий, русский по своей драматургии, режиссура вообще не русская.
– Что же в ней такого европейского?
– Это невозможно рассказать. Чем отличается блокбастер Люка Бессона от голливудского блокбастера? Для меня тем, что первый хороший, а второй не очень. Что касается «Ночных стражей», то сама тема и история очень русские. Это кино про вашу мифологию, про ваш сказочный мир, который для меня немного чужой. Перед съемками мне нужно было перечитать много книжек, изучить эти сказки. Но несмотря на это, я немного подтянул эту историю, чтобы она стала универсальной. «Дозоры» имели огромный успех здесь, но, например, прибалтийский зритель их не понял, потому что внутри этих фильмов много локального контекста и подтекста, которые зарубежная публика не чувствует.
– Что будет в «Стражах» от ваших предыдущих фильмов, кроме европейской режиссуры? Может быть, черный юмор, свойственный вашим криминальным комедиям?
– Мне бы не позволили сделать этот фильм таким, каким были мои предыдущие работы. И так слишком много крови! Я изначально заказал четыре ведра, а мне сказали, нет, можно только два (смеется). Я шучу, конечно, но это не так далеко от правды. Мне продюсеры сразу сказали: «Мы знаем, какое кино ты любишь и делаешь, но этот фильм должен быть снят для другой аудитории». Где мы могли с актерами и сценаристами добавить максимально иронии и черной комедии, мы это делали. Главное, что история должна быть правдивой, так что, если ты отталкиваешься исключительно от себя и своих желаний, зритель всегда это почувствует и не поверит фильму.
– Чем для вас работа в России отличается от работы в Европе?
– В России я дебютант, это мой первый полный метр здесь. И главное отличие – актерская школа. Русские более эмоционально подходят к работе. Я думаю, все дело в самой человеческой природе и в вашей культуре. Англичане и американцы более техничны в этом вопросе. Из-за этого, возможно, у вас так мало жанрового кино. А я его знаю и люблю, люблю экспериментировать с жанром.
– России нужно больше жанрового кино?
– По статистике, насколько я знаю, в России около 20% зрителей ходят на отечественные фильмы, остальные выбирают голливудские. И 90% этих голливудских фильмов, на которые ходят, жанровое кино. Спрос есть, и зрители с удовольствием бы ходили смотреть российское жанровое кино. Будь то ужасы или комедия. Хороший тому пример – фильм «Горько!», комедия, сделанная с небольшим бюджетом и заработавшая много в прокате.
– «Ночные стражи» – фэнтези, то есть жанр, предполагающий много компьютерной графики на экране, сложные декорации, грим. Как вы придумывали все это для фильма и не было ли это основной сложностью в работе?
– Очень много делали проб, потому что референсов в российском кино не было. Приходилось собирать их повсюду и приходить к результату, который бы устраивал всех. Главная проблема для любого фильма это когда ты к нему не готовишься. У нас не было моментов, к которым бы мы не готовились, хотя, конечно, случались форс-мажоры. Сложность заключалась, пожалуй, в том, что неизвестно было, какими в итоге получатся некоторые сцены. Так как 40% нашего фильма – компьютерная графика и спецэффекты. То есть актеры играют на фоне «зеленого экрана» и должны представлять то, чего нет, то, что потом будет дорисовано. Так что я был таким бешеным режиссером, который сам, как упырь из фильма, скачет по площадке и рассказывает, как и что будет выглядеть. А все смотрят на меня и думают: «Он вообще знает, что делает?». Так было поначалу, но потом начали в меня верить.
– Вы говорили о важности подготовки к любым съемкам, в случае с «Ночными стражами» этот этап был долгим?
– У нас был длительный период подготовки. Потому что сперва мы были чужими друг другу: и я для съемочной группы как приезжий режиссер, и они для меня. Но постепенно мы начали разговаривать, я начал делиться своими фантазиями, своим видением будущего фильма, его эстетики. И потихоньку вся съемочная группа втянулась в этот процесс: я люблю, когда все происходит органично, когда все вместе переживают за проект, не спят ночами. Это всегда дает наилучший результат.
– В России сейчас почти любой новый отечественный фильм принято называть событием, особенно такой масштабный проект. «Ночные стражи», на ваш взгляд, фильм-событие?
– Да, событие. За год, который я провел в России, снимая фильм, я постарался посмотреть максимальное количество снятых здесь фильмов в жанре фэнтези. И думаю, что событием является не только сам выход фильма, но и его сюжет, персонажи, то, что происходит между ними – это совершенно новое кино. Даже в плане аудитории, которая в этом случае должна быть очень разной. Это большой риск, потому что расчет на целевую аудиторию, которая точно придет, всегда дает бонус. А расчет на разную аудиторию – очень большой риск. Тем более что для меня это новый жанр, и мой зритель, который любит экшен и черный юмор, будет смотреть на «Ночных стражей» с подозрением. Как, впрочем, и те, кто не любит мои фильмы. Реакцию предсказать невозможно, тем более сейчас, когда ты уже видел картину тысячу раз за время работы над ней и уже ее ненавидишь (смеется).
– Значит ли все это, что у фильма будут зарубежный прокат и продолжение?
– Я знаю, что фильм точно выйдет в Прибалтике – в Литве и Латвии. Что касается сиквела, то он, конечно, закладывается. Но продюсеры в этом вопросе всегда прагматичны, так что все зависит от того, насколько удачным будет прокат. Это американская логика, и это очень правильно.