Мир, каким он открывается из глотки осипшего радиоведущего, тоже не звучит в полный голос. Кадр из фильма «Ну, здравствуй, Оксана Соколова»
Премьера фильма Кирилла Васильева «Ну, здравствуй, Оксана Соколова» состоялась на «Кинотавре», где он участвовал в конкурсе короткого метра и в итоге завоевал один из дипломов. Главный герой в исполнении Виктора Добронравова – диджей, устроившийся работать на «Мужское радио», отметивший это событие бурной вечеринкой и проснувшийся за два часа до первого эфира в компании нетрезвых друзей, незнакомой девушки (Валентина Мазунина) и, главное, без голоса. На сочинском фестивале «Оксану Соколову» наградили «за чувство жанра» – это действительно чистая, выдержанная, зрительская комедия, которая выигрывает за счет не только обилия изобретательных гэгов и смешных диалогов, но и в целом очень качественной актерской, операторской и режиссерской работы.
К слову, лучшим режиссером «Короче-2016» стала актриса Ира Вилкова, которая сняла картину с лаконичным названием «Чё» и самой собой в главной роли. Сумбурная то ли комедия, то ли мелодрама (а, судя по финалу, может, и вовсе драма) про двух сибиряков, встретившихся в Санкт-Петербурге, – надо сказать, что подобная жанровая неопределенность отличала большинство фильмов конкурса. Кое-где жанр мог измениться прямо по ходу действия, фарс оборачивался трагедией – и наоборот (фильмы «Рок» и «День рождения» с Юлией Пересильд), антиутопия превращалась в эротическую фантастику под названием «Неона», снятую Верой Водынски, выпускницей Киноакадемии Никиты Михалкова.
Выбор жюри в этом случае оказался непростым, но в итоге единственно верным. Так, спецупоминания удостоились фильмы «И пришел паук» Евгения Доброродного и «Весна, приходи!» Дарьи Разумниковой и Елизаветы Клейнот, спецдиплома – «Мисс коммуникейшн-2016» Александра Черноусова, а спецпризов – фильмы «Жираф» Ильи Силаева и «Расстаться с Дженни» Петра Анохина. Первый – о маленькой девочке и ее отце, на свою беду слишком честном работнике следственного комитета. Второй – англоязычный монофильм с Дастином Чавиано в роли жениха, который в день свадьбы должен выбрать либо невесту, либо старенькую (но разумную и почти говорящую) машину, с которой объездил полмира.
Победитель «Кинотавра» – картина Петра Валиуллина «Кредит» – в Калининграде принесла автору приз за сценарий. Который, по крайней мере в конкурсе «Короче», действительно был одним из самых интересных. Циничный взгляд автора на бич всех россиян (да и не только) – ипотеку, выплата которой становится ценнее человеческой жизни. Победу этого фильма как в Сочи, где он явно уступал нескольким конкурсантам в художественном плане, так и в Калининграде (а фестиваль «Короче» в этом году по уровню представленных работ превратился в этакое эхо «Кинотавра») можно объяснить оригинальностью авторского замысла и языка. Которые выгодно выделяют «Кредит» среди множества вторичных фильмов, снятых зачастую явно насмотренными режиссерами-синефилами, которые, однако, не способны переосмыслить собственный и мировой кинематографический опыт. За редким исключением вроде режиссерского дебюта еще одной актрисы, Ольги Дибцевой, – черной комедии под названием «Добрый день» с молчаливым Александром Палем в роли невезучего курьера. Остается надеяться, что благодаря обещанной Министерством культуры финансовой поддержке дебютов в 2017 году таких примеров, как фильм Дибцевой, будет больше, а следующий год наконец станет годом российского кино – уже не формальным, а вполне реальным.
Калининград–Москва