«Гнездо горлицы» – лучший украинский фильм года. Кадр из фильма
Одесский международный кинофестиваль (ОМКФ) в этом году порадовал сбалансированной и разнообразной по представленным жанрам программой. Главное же внимание привлекли украинский конкурс и презентация новых украинских фильмов, находящихся в производстве.
Фестиваль за семь лет существования нащупал свою формулу успеха. В международном конкурсе ОМКФ представляет не герметичный арт-хаус, а открытое широкой публике, артистически заостренное авторское кино, упакованное в разные жанры, так называемый арт-мейнстрим – тренд последних лет и главных мировых смотров. Параллельно проходит украинский конкурс – аналог российского «Кинотавра». А для специалистов, приезжающих из-за рубежа, фестиваль дает срез самого актуального и находящегося в производстве нового украинского кино.
Что касается международной программы, то одной из особенностей фестиваля является присуждение Гран-при – «Золотого Дюка» по итогам зрительского голосования. Пожалуй, только в Торонто существует подобная практика. В этом году статуэтку завоевала английская картина «Кто горит, горит, горит…» Чании Батон. По версии же жюри, лучшим фильмом стала румынская лента «Незаконные» Адриана Ситару.
В национальном конкурсе большим и приятным сюрпризом стала картина «Гнездо горлицы», мелодрама дебютанта Тараса Ткаченко. История Дарьи, уехавшей на заработки в Италию и постепенно теряющей контакт со своей оставленной в селе семьей. Режиссер немногословен и точен, а фильм лежит на плечах замечательной актрисы Риммы Зюбиной. В итоге – вполне закономерный «Золотой Дюк» лучшему украинскому фильму.
Совершенно непонятными остались критерии этого же жюри, когда оно предпочло отдать актерский приз не Зюбиной, а Мирославу Слабошпицкому за роль Дмитрия Ульянова в картине «Моя бабушка Фанни Каплан» Олены Демьяненко. Фильм этот перескакивает из жанра в жанр, из регистра в регистр, то опираясь на исторические факты (а их не так много), то ударяясь в какие-то апокрифы. Метания между жанрами, например, не позволяют зрителям понять, реальны ли документальные кадры разговоров с американской «дочкой» Фанни Каплан или же относятся к жанру мокументари.
Задел на завтра украинцы представляли в двух программах, рассчитанных для профессиональных гостей фестиваля: питчингах новых проектов и в Work in progress (фильмы в производстве). Поразил интерес украинских продюсеров и авторов к жанровому кино: фантастика и фэнтези, фильмы ужасов и триллеры составили две трети представленных проектов. Украинский кинопром серьезно включился в работу за завоевание сердец и кошельков местной публики, которая по-прежнему предпочитает нести денежку в копилку кино американского. Отрывки из многих фильмов впечатляли размахом съемок (при относительной дешевизне затрат по сравнению даже с российскими бюджетами).
На этом фоне закономерным стал Специальный приз за лучшую презентацию проекта, доставшийся картине в жанре фантастики – «Эгрегору» Любомира Левицкого, прославившегося успешными в местном прокате, достаточно умеренными по бюджету ужастиками «Штольня» и «Тени незабытых предков». Осталось дождаться конца будущего года, чтобы понять, что это за Эгрегор такой и как можно снимать блокбастеры по-украински, имея на руках всего 3 млн евро.
Но главное внимание профессионалов было привлечено к двум драмам, которые и победили в обоих профессиональных секциях. Документальный фильм «Домашние игры» Алисы Коваленко даже в отрывках не оставил никого равнодушным и выиграл в питчинге. Судьба подростка Алины, живущей в жуткой нищете на окраине Киева, и ее попытки заботиться о своих младших брате и сестре вдохновили присоединиться к проекту французов и англичан. В секции Work in progress ярко прозвучала работа Алисы Павловской «Пятая терапия» про судьбу наркозависимого заключенного Стаса на последней стадии СПИДа. Сценарий основан на реальной истории, а в съемках принимали участие бывшие заключенные и наркозависимые – все это при почти полном отсутствии бюджета.
Надо заметить, что местная киноиндустрия стремительно развивается, насколько это возможно практически в условиях войны, идущей в Донбассе. Многие фильмы, съемки которых в связи с этим были приостановлены, в течение этого года должны дойти до зрителей и фестивалей. Государство, несмотря ни на что, активно поддерживает кинопроизводство через работу Национального агентства по кино. В Одессе внимание профессионалов привлек новый игровой проект, посвященный концу индустриального Донбасса – «Атлантида» Валентина Васяновича, прославившегося как продюсер и оператор фильма «Племя» Мирослава Слабошпицкого. Незадолго до Одесского фестиваля частичное государственное финансирование было подтверждено двум другим совершенно разным картинам про Донбасс – режиссеров Шарунаса Бартаса и Сергея Лозницы.
Важно, что Одесский фестиваль благодаря своему национальному конкурсу и профессиональной площадке стал форпостом украинского кинопрома. Местом, где не только наслаждаются разным и ярким зарубежным кинематографом, но и пытаются выстроить свою собственную киноиндустрию и продвинуть украинские фильмы как на национальные экраны, так и на мировые.
Одесса–Москва