0
6381
Газета Кино Интернет-версия

09.08.2016 00:01:00

"Сталкер" как предчувствие

Тэги: венецианский кинофестиваль, шедевры, сталкер, андрей тарковский, никита михалков


венецианский кинофестиваль, шедевры, сталкер, андрей тарковский, никита михалков История «Сталкера» в фотографиях. Фото со страницы музея Зверева в Facebook

73-й Венецианский кинофестиваль, который пройдет с конца августа по начало сентября, постепенно раскрывает карты. Особенно интересно вот что: в конкурсе отреставрированных фильмов «Венецианская классика» примут участие две советские картины: «Очи черные» Никиты Михалкова и «Сталкер» Андрея Тарковского.

Это оригинальное соревнование шедевров придумали в Венеции несколько лет назад. Судьи – студенты киноведческих факультетов итальянских вузов. Им предстоит выбрать лучший фильм из 20, а в этом списке картины не только Тарковского и Михалкова, но и «Манхэттен» Вуди Аллена, «Семь самураев» Акиры Куросавы, «Деньги» Робера Брессона…

 «Сталкер» в этом году необычайно востребован. Участие в программе осенней Венецианской Мостры – лишь продолжение насыщенного «сезона» картины. Это самый значительный фильм в судьбе актера Александра Кайдановского, чье 70-летие отмечали в июле. В апреле картину вспоминали в связи с 30-летием Чернобыльской катастрофы – ведь многие считают фильм Тарковского, вышедший на экраны в 1979 году, метафорическим предсказанием трагедии. Такой версии придерживаются и авторы выставочного проекта «Предвидение», который действовал в июне и июле в стенах Электротеатра «Станиславский».

«Предвидение» стояло на двух «китах»: коллекции работ художника Петра Беленка и материалах, относящихся к созданию фильма Андрея Тарковского «Сталкер». «Панический реалист», как он сам себя называл, Беленок родился и вырос в селе Корогод, что в 15 километрах от Чернобыля. В 70-х годах в его работах стал отчетливо проступать мотив катастрофы: материя словно плавилась, распадалась и в ней метались напуганные люди. «Большие художники обладают даром предвидения, – считает автор выставочного проекта, арт-директор музея «АЗ» (Анатолия Зверева) Полина Лобачевская. – Мы должны это знать. И прислушиваться к вестникам».

В категорию вестников, по мысли кураторов, попадает и кинорежиссер Андрей Тарковский. В «Сталкере» им создан образ безлюдной, охраняемой Зоны, образовавшейся после падения метеорита. С теми, кто туда суется, случается необъяснимое. У сталкера рождается дочка-инвалид, обладающая способностью взглядом передвигать предметы.

 В мероприятиях проекта «Предвидение» принимала участие журналист, фотограф Виктория Ивлева, которая в 1990 году, упакованная в специальный пластиковый скафандр, делала снимки в 4-м реакторе ЧАЭС. Так вот – огромный зал с пустыми окнами на одной из ее фотографий до ужаса похож на то место, откуда выезжают на дрезине герои «Сталкера». Кто-то сочтет подобные параллели натяжкой, а кому-то близок мистицизм авторов проекта «Предвидение». Как бы то ни было, в декорациях экспозиции шла интересная жизнь. Руководитель фонда «Два Андрея» киновед Вячеслав Шмыров составил плотную программу показов фильмов, напрямую и опосредованно связанных со «Сталкером». А в один из дней состоялся круглый стол на тему «Будет ли в Москве музей Тарковского?». Сразу скажем: ответа на этот вопрос как не было, так и нет, но не по вине участников дискуссии. Решения подобного рода принимаются чиновниками, а они-то на круглый стол не пришли. Зато пришли актриса Ирма Рауш, первая жена Андрея Тарковского, кинорежиссер Андрей Звягинцев, директор Музея кино Лариса Солоницына (дочь любимого актера Тарковского Анатолия Солоницына). Напомним, что ситуация с участком (уже даже не домом, в котором жили Тарковские с 1934-го по 1962-й, – тот разобрали в 2004-м) в 1-м Щипковском переулке застыла в начальной фазе. Московские власти согласовали проект воссоздания дома как культурного центра имени Андрея Тарковского с кинозалом, фондохранилищем, медиатекой, а также мемориальной квартирой и музейным отделом. По последнему плану строительство должно быть закончено в 2017 году, когда весь мир будет отмечать 85-летие со дня рождения Андрея Тарковского. Но уже сейчас с печальной уверенностью можно сказать, что никакого центра к юбилею кинорежиссера Москва не дождется – на щипковском пустыре сегодня абсолютная тишина, строительные работы даже не начинались. А тем временем фонд музея уже насчитывает более 600 экспонатов и многие бывшие коллеги Тарковского готовы его пополнить, когда будет соответствующее помещение и экспозиционные условия.

В документальном фильме Игоря Майбороды «Рерберг и Тарковский. Обратная сторона «Сталкера», также показанном в рамках проекта «Предвидение», есть эпизод: сестра режиссера Марина Тарковская стоит около пустыря на месте их бывшего дома и с горечью говорит: «Фильмы Андрея – вот его музей…» И пока действительно другого музея Тарковского в Москве нет.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1262
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
798
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1530
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1479

Другие новости