Главная приманка «Отряда самоубийц» – зеленоволосый Джокер. Кадр из фильма
Третий фильм разработанной компанией Warner Bros. расширенной киновселенной DC (той, где Бэтмен и Супермен) должен был совершить своего рода революцию в жанре экранизации комиксов – стать первым фильмом, где вместо супергероев мир спасают их заклятые враги. Результат лишь частично оправдал ожидания. Из очевидных достоинств «Отряда самоубийц» Дэвида Эйра – гораздо более легкомысленный и юмористический тон в сравнении с чрезмерно серьезным настроем «Человека из стали» и «Бэтмена против Супермена» и несколько отлично сыгранных персонажей. Которым, оказывается, гораздо проще спасти мир и побороть собственную природу, чем справиться с невнятным сценарием и слабой режиссурой.
Пока простые смертные оплакивают безвременную кончину Супермена (погибшего от руки Бэтмена в прошлом фильме), государство в лице властного полковника Аманды Уоллер (Виола Дэвис) подбирает ему неожиданную замену. Новыми защитниками мира, по ее задумке, должны стать отпетые негодяи, томящиеся в суперсекретной тюрьме – их, если что, не жалко пустить в расход и, как опрометчиво думает полковник, легко контролировать. Так на свободу, правда, с вживленными в шеи бомбами, выходят Дэдшот (Уилл Смит), он же снайпер, который никогда не промахивается, человек-крокодил (Адевале Акинойе-Агбаже), грабитель Бумеранг (Джай Кортни), огненный человек Дьябло (Джей Эрнандэс), сумасшедшая подружка Джокера Харли Квинн (Марго Робби) и 6000-летняя ведьма по имени Чародейка (Кара Делевинь), чье магическое сердце в прямом смысле в руках у Пентагона. Присматривать за «Отрядом X» поручают спецназовцу Рику Флэгу (Юэль Киннаман), у которого личный интерес, и девушке-самураю с волшебным мечом Катане (Карен Фукухара). Но ситуация, естественно, выходит из-под контроля: кое-кто из «самоубийц» начинает уничтожать вселенную, в метро объявляется древний монстр, а где-то рядом зловеще посмеивается Джокер (Джаред Лето), у которого своя миссия – спасти любимую.
«Отряд самоубийц» – явная попытка DC повторить (а то и превзойти) успех марвеловского «Дэдпула» по части черной комедии и «Стражей галактики» по самой концепции. Сравнения неизбежны, но, к сожалению, неуместны. Фильм набирает высоту в первой части, снятой в рваной стилистике комиксов, где зритель знакомится с героями под иронично звучащие на фоне музыкальные хиты и мелькающего в кадре Бэтмена-Аффлека. И мгновенно теряет ее с первой же батальной сценой. О причинно-следственных связях можно забыть до конца фильма, как и о некоторых введенных на пару минут, «ради красного словца», в кадр персонажах. Добавьте сюда темно-синюю палитру видеоряда, перекочевавшую из «Бэтмена против Супермена», и обилие среднего уровня CGI-графики. Даже обязательные для нынешнего супергеройского кино остросоциальные проблемы и политические аллюзии здесь сводятся к шутке про секретную иранскую папку и туманному намеку на нездоровую привязанность Харли Квинн к Джокеру, замешанную на сексуальном насилии.
Все это, впрочем, нисколько не мешает «Отряду» быть веселым, развлекательным, смешным – одним словом, не так страшен черт, как его малюют иностранные критики, забросавшие картину разгромными рецензиями. Стоит понизить ожидания и сосредоточиться на нескольких главных героях, которые вытягивают картину из пучины дурного монтажа, слабой режиссуры и прочих недостатков, которыми грешат все недавние экранизации комиксов DC. Это, например, Дэдшот Уилла Смита, который вырывается в негласные лидеры команды, несмотря на все старания Эйра понизить его статус. Или Харли Квинн, эмоциональный, да и визуальный центр картины. И, конечно, жестокая, беспринципная героиня Виолы Дэвис – вот уж кто действительно дьявол во плоти. К слову, о ней: за всей мишурой спецэффектов и видимой угрозой миру в виде парящей над городом большую часть экранного времени некой «машины смерти» (объяснить ее предназначение трудно даже авторам фильма) скрывается истинное противостояние. Полковника Уоллер и «Отряда X», холодного человеческого и ранимого антигеройского. Каждый качественный злодей тут – человек трудной судьбы со слабостями, будь то любовь к дочери или любовь к Джокеру.
Зеленоволосый, весь в татуировках и со стальными зубами (наиболее близкий к рисованному) персонаж Джареда Лето, будучи главной приманкой фильма, имеет к основной сюжетной линии весьма опосредованное отношение. У Джокера тут своя история – любовная! – и свое кино. Появление Лето напоминает камео с участием приглашенной звезды, которыми Эйр заполняет пустоты и предысторию которых остается додумывать. Актерская задача усложняется еще и весьма богатым кинематографическим бэкграундом Джокера, которого играли Джек Николсон и Хит Леджер. Лето удалось сделать своего злодея не похожим на предыдущих, не таким глубоким, но все же настоящим «темным рыцарем», сердце которого отдано прекрасной даме.