Кадр из фильма "Стартрек: Бесконечность\Star Trek Beyond" (2016, реж. Джастин Лин, Paramount Pictures)
«Стартрек: Бесконечность» – третий фильм перезапущенной в 2009 году одноименной серии и тринадцатый во всей медиафраншизе (франшизе, включающей в себя разные форматы, от сериалов до полнометражных картин и мультфильмов) «Звездный путь». В главных ролях все те же Крис Пайн, Закари Куинто, Карл Урбан, Зои Салдана, Джон Чо, Саймон Пегг, Антон Ельчин. Есть и неожиданные новички как среди актеров, так и за кадром. Например, Пегг, игравший в двух фильмах инженера Скотти, здесь взялся еще и за сценарий. А режиссерское кресло автор перезагрузки Джей Джей Абрамс, по иронии судьбы, не так давно взявшийся еще и за ребут конкурирующих «Звездных войн», уступил Джастину Лину.
Команда главных героев – членов звездного флота – встречает зрителей на борту своего корабля «Энтерпрайз», который уже три года бороздит космические просторы. Длительная экспедиция порядком утомила экипаж. Но скучать капитану Кирку (Пайн) и его компании остается недолго. Отправившись на срочное задание, герои попадают в ловушку, любовно расставленную неким Кроллом (загримированный до неузнаваемости Идрис Эльба). Он – очередной злодей, задумавший уничтожить Вселенную. Для осуществления коварного плана (причины для межгалактической ненависти имеются) ему необходимо добыть древний артефакт, оказавшийся на борту «Энтерпрайза». В итоге корабль терпит крушение, а команда оказывается частично плененной, частично разбросанной по поверхности незнакомой планеты. Кирк и Чехов думают, как вызволить узников, среди которых Сулу и Ухура (Чо и Салдана), МакКой (Урбан) таскает на себе раненого Спока, а Скотти знакомится с воинственной инопланетянкой Джейлой (София Бутелла), которой предстоит сыграть не последнюю роль в спасении экипажа и всего мира.
Джастину Лину удалось сохранить самое ценное, что есть в новой франшизе «Стартрек», а именно столь милую сердцу (фанатов) сентиментальную, ностальгическую атмосферу. Даже в версии 2016 года «Звездный путь», при всей технической оснащенности, напоминает оригинальный сериал 60-х. Ретроналет виден как в неизменных костюмах экипажа и гриме пришельцев (компьютерном, но будто сделанном по старомодным лекалам), так и, к примеру, в почти незыблемой парадигме отношений героев. И это, кажется, способно примирить тех, кто помнит Спока в исполнении Леонарда Нимоя, с теми, кто растет на Споке Закари Куинто. Спустя полвека после создания вселенной «Звездного пути» работающие над ней люди, изобретая новые сюжеты и меняя исполнителей главных ролей, придерживаются заданных тогда принципов. Это все еще во многом наивное кино о дружбе, любви, внутренней борьбе – и бескрайнем космосе.
Впрочем, «Стартрек», как и корабль «Энтерпрайз», не стоит на месте. А старое-доброе соседствует с нововведениями, так же как заглавная песня саундтрека в исполнении Рианны соседствует с ключевой для сюжета «Бесконечности» старинной композицией группы Beastie Boys, которая словно превращает «Стартрек» из эпопеи в «хип-хоперу».
Тот же Спок, ключевой персонаж, даже символ всего «Звездного пути» – получеловек-полупришелец – эволюционирует с каждой серией, давая своей людской половине иногда взять верх. В прошлой части – впервые заплакал, в этой проявляет еще одну ценную эмоцию. Остальные двигаются такими же небольшими для человека, но огромными для вымышленного мира шагами, оставляя простор как для фантазии здесь и сейчас, так и для работы над четвертым «Стартреком».
В качестве фона – обязательные экшен-сцены, как никогда динамичные и изобретательные, и шутливые интермедии и диалоги, которых в этой части больше благодаря участию комика с британским чувством юмора Саймона Пегга в работе над сценарием. В качестве лейтмотива – светлая и тонко вписанная в сюжет грусть по ушедшим. До премьеры не дожили ни Леонард Нимой, первый Спок, появлявшийся в новой франшизе в качестве своеобразного наставника нового Спока, ни Антон Ельчин, сыгравший пилота-навигатора Чехова, 27-летний актер трагически погиб за несколько недель до выхода фильма. Видеть обоих в кадре и читать посвящение на титрах – лучший способ проститься. Способ трогательный и сентиментальный, вполне в духе «Стартрека». Который немного опустел, но будет лететь вперед, совсем как отремонтированный после крушения «Энтерпрайз».