0
2230
Газета Кино Интернет-версия

14.07.2016 00:01:00

На полутонах и шепотках

Тэги: кинофестиваль, карловы вары


кинофестиваль, карловы вары Иван Твердовский добился признания на международном уровне. Фото с официального сайта фестиваля

Главным событием нынешнего кинофестиваля в Карловых Варах стали фильмы из Канады, Испании, Польши, Грузии и Эстонии, которые подтвердили миру появление самобытных режиссеров. Жюри  программы «Восток–Запад» отметило лучших, а вот в основном конкурсе судьи не заметили ни одного молодого режиссера. 

Прошел незамеченным канадский дебют Джесси Кляйна «Мы все еще вместе». На грани нервного срыва и безумия живет один из главных героев картины. Рыцарь без доспехов, он вступается за унижаемого подростка Криса. Крис провинился своим избыточным весом. Сценарная канва (встреча сильного со слабым) изначально предполагает, что многое в жизни только видимость и что слабый-то может оказаться совсем не слабаком. И сможет разрешить проблемы супергероя, у которого должна найтись  ахиллесова пята. Фильм, по эмоциональному воздействию и уровню глубины сравнимый с первыми лентами другого канадского вундеркинда  Ксавье Долана, обладает необыкновенным визуальным стилем. Моментами вспоминается великий Джон Касаветес, только у того особый женский тип: женщины под влиянием (гениально играла супруга режиссера Джина Роулендс).  У Джесси Кляйна же «под влиянием» оказывается мужчина. Это живущий по своим правилам Бобби в исполнении молодого актера Джоя Кляйна (брата режиссера, что дает возможность предположить, что Бобби – альтер эго автора).  

Благодаря уверенной и самоотверженной работе актрисы Натальи Павленковой удался фильм Ивана Твердовского-младшего «Зоология», впервые представленный международной публике. Ее героиня, настрадавшаяся, искренняя, свое короткое женское счастье обретает благодаря внезапно выросшему хвосту. Она, несомненно, добавила фильму сторонников, а судьям дала возможность отметить эту историю Специальным призом, вторым по значению в местной иерархии наград. Хотя некоторые критики  и не упустили возможности пошутить над тем, что «фильм заканчивается, споткнувшись о свой хвостовой придаток». 

Гран-при же главного конкурса отправился на этот раз в Венгрию, к режиссеру Саболчу Хайду за картину «Это не время нашей жизни» о жизни двух семей под крышей одного дома. Камера летает, иронично показывая извивы домашней  жизни семьи зажиточной и победнее. Однако зрительского погружения на этой ленте не случилось. Фильм   скользит по поверхности, как  и его камера, которая летает по комнатам дома. И до Бергмана и Касаветеса, с которыми автора  опрометчиво сравнивает каталог фестиваля, Хайду  все же далеко. Такое же скольжение по обстоятельствам продемонстрировала румынская лента «На рельсах» Кэтэлина Мутулеску, получившая специальное упоминание. Фильм о жизни простого румынского парня, зарабатывающего деньги в итальянских безоблачно-озерных далях и изредка доезжающего до дома, чтобы увидеть и узнать все то, что по телефону не скажешь и по вайберу эсэмэской не пошлешь.

Из расклада главного жюри сомнение не вызвали только приз за режиссуру, доставшийся сдержанной словенской картине «Ночная жизнь» Дамьяна Козоле, по стилю и глубине напомнившей о хорватской ленте двухлетней давности «Таковы правила». И приз за лучшую женскую роль, отданный Зузане Маурери за незабываемый перформанс в словацко-чешской «Учительнице», где мы оказываемся на родительском cобрании времен cоциалистической Чехословакии, на котором каждая семья должна решить для себя вопрос:  подписывать ли письмо против классной руководительницы, устроившей детям ад? Опять же посыл авторов, пытающихся провести параллель между училкой-манипуляторшей и социалистическим строем, выглядит ненужным и скучным довеском к самой истории. Можно подумать, человеческая природа в наше капиталистическое время улучшилась!

Фестиваль в Карловых Варах прекрасно знает, что его основная публика в последние годы – молодежь, и в образовательных целях проводит ретроспективу. В этом году персоной стал американец Отто Преминджер – основоположник  нескольких голливудских жанров, таких как судебный фильм, или фильм-нуар. Его «Лаура» 1944 года считается одним из лучших черных фильмов в истории кино. Фестиваль не забывает  и про национальных классиков и вынужденных эмигрантов тех времен, когда советские танки в 68-м задавили  и пражскую весну, и  «новую чешскую волну». Включили  в главный конкурс фильм «Волк с Виноградной улицы» Яна Немеца – легендарного автора, прославившегося в 60-е абсурдистской комедией «О празднике и о гостях», после которой режиссер мог зарабатывать только корпоративной съемкой и вернулся к профессии только в 90-е. Немец умер весной этого года и  в  последнем, автобиографическом фильме, рассказывая свою жизнь, проигрывал события при участии молодых актеров, которые отнюдь не стремились к достоверности. Режиссеру всегда были важны эмоция, улыбка, кураж. 

После этой картины по-новому оцениваешь значение кинофестиваля в судьбе режиссера.  В  1968-м леваки-художники Годар и Трюффо сорвали Каннский фестиваль, и под откос полетела жизнь нескольких чешских режиссеров. В Карловых Варах в этом году выстроилась интересная связка: в главном конкурсе встретился фильм одного из основоположников «новой чешской волны» и дебютная лента из Польши «Волны» Гжегожа Заричны. К счастью, молодой автор не впрямую копирует приемы и методы предшественников, а творчески их переосмысливает. Хотя энергичная и свежая картина не нашла сторонников в жюри, так же как и яркий, запоминающийся дебют «Новая кожа» испанца Исаки Лакуэста. После Джульетты в фильме Альмодовара здесь испанская героиня актрисы Эммы Суареш ищет сына, который пропал восемь лет назад в Пиренеях. Фильм состоит из элементов, которые уже сотни раз обыгрывали, но молодой испанский режиссер снял, к удивлению, нервное и эмоционально заряженное кино.

В «Бестолковых днях» эстонской дебютантки Риин Руумет стоит насладиться работой камеры. Ритм движения задается музыкальной эпохой 90-х, когда Эстония только вернула себе независимость. У героя последние каникулы перед началом взрослой жизни. Но он, как и многие в то время, оказался «без руля и ветрил». Картина получила спецприз в конкурсе, представляющем фильмы стран бывшей Восточной Европы и бывшего Советского Союза. Дебют грузинки Русудан Глуржидзе «Чужой дом», созданный при участии русских хорватских и испанских сопродюсеров и получивший Гран-При в этом же конкурсе Восток-Запад, атмосферен. Снят как будто через лёгкую дымку, которая не позволяет главным героям понять прописную истину - на чужом несчастье счастья не построишь. Молодая русско-абхазская пара (Ольга Дыховичная и Зураб Магалашвили) по окончанию войны в Абхазии получает в свои руки чужой дом, не пускающий, правда, героев в счастливую послевоенную жизнь. Выстроенная на полутонах, на шёпотах и без криков, эта история не отпускает долго.

 Карловы Вары


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Партия Миронова уже собирает электоральные наказы

Партия Миронова уже собирает электоральные наказы

Дарья Гармоненко

У эсэров к 2026 году появится предвыборный вариант "патриотического социализма"

0
1133
Процессуальные нарушения потеряли определенность

Процессуальные нарушения потеряли определенность

Екатерина Трифонова

В уголовном судопроизводстве букву закона трактуют по усмотрению правоприменителей

0
1279
Пекин делает ставку на "экономику льда и снега"

Пекин делает ставку на "экономику льда и снега"

Ольга Соловьева

В России из 360 горнолыжных курортов пока активно используются только 20

0
1463
Госдума ожидает от правительства решений по гастарбайтерам

Госдума ожидает от правительства решений по гастарбайтерам

Иван Родин

Ситуацию с завозом в РФ учителей и врачей все-таки придется обсуждать отдельно

0
1245

Другие новости