Кадр из фильма "Дочь". Реж. Реза Маркарими
Для режиссера "Дочери" Резы Маркарими "Золотой св. Георгий" стал вторым - до этого, на 30-м фестивале, главной награды удостоилась его лента "Проще простого". Иранский фильм также принёс награду 38-ого ММКФ за лучшую мужскую роль актеру Фархаду Аслани, сыгравшему отца той самой дочери.
Её зовут Сетарех, ей едва ли больше 20 лет, и, как и полагается в этом возрасте, она любит красить ногти, слушать музыку, встречаться с подругами. Именно к ним, одну, в другой город, её однажды отказывается отпустить отец. И Сетарех впервые нарушает запрет, тайком садится в самолёт, чтобы пару часов провести в кафе - за обычными девчачьими разговорами, в основном о поклонниках. Такая шумная беседа, где все перебивают друг друга, передают сигареты и подшучивают над официантами, могла произойти в любом уголке мира, если бы не платки и фразы о том, что сначала живёшь с отцом, потом с мужем - так жизнь и проходит. Одним словом, среднестатистическая иранская картина о несвободе, бунте и семейных ценностях, о неспособности слышать и слушать друг друга - как в кругу подруг, так и в кругу семьи. Похожая одновременно и на "Офсайд" Панахи, и на недавний "Мустанг" Дениз Гемзе Эргювен, разве что снятая скорее в незамысловатой, как визуально, так и по смыслу телевизионной стилистике.
Из года в год слабый конкурс ММКФ - уже общее место, однако в нынешней программе все же можно было отыскать картины, более достойные главной награды - пусть даже и с художественной точки зрения. Это и французская лента "Мари и неудачники", и немецко-австрийский "Центр моего мира". Оба остались без наград. Как и единственный российский конкурсный фильм - "Монах и бес" Николая Досталя. Впрочем, это уже своего рода тенденция - в прошлом году призов не получил фильм Александра Миндадзе "Милый Ханс, дорогой Пётр".
Лучшей актрисой ММКФ-38 стала Тересе Мальвар из филиппинской "Пелены", сыгравшая бездомную девочку-сироту, которую после несчастного случая на дороге забирает к себе таксист. В дом, где он живёт с женой и любовником жены, который тут же кладёт глаз на девочку. Камерная семейная драма про перверсивную любовь с неожиданной и жестокой развязкой и остросоциальным фоном - как и в случае с иранским фильмом, не лучший представитель национального кинематографа.
Пожалуй, самым ожидаемым стал приз за режиссуру, доставшийся датчанке Пук Грастен за дебютный фильм "37", который ловко обманывает зрителя замысловатым видеорядом и невнятным сюжетом. Не заметить такое нарочито авторское, артхаусное кино в конкурсе было невозможно, хотя на деле режиссёр превращает изначально выигрышную историю, основанную на реальных событиях, не более, чем в набор красивых, однообразных кадров.
Спецприз жюри во главе с прошлогодним победителем, болгарским режиссёром Ивайло Христовым, присудило болгарским "Поющим башмакам" Радослава Спасова и Георгия Данайлова. А фестивальный спецприз "Верю" - "за покорение вершин актёрского мастерства и верность принципам школы К. С. Станиславского" - достался актрисе Марине Нееловой. Что до остальных программ, то лучшим документальным фильмом была признана корейская лента "Госпожа Б. История женщины из Северной Кореи" Черо Юна, а лучшей короткометражкой - "Полный селфи" американки Николь Брендинг.
Главными же событием церемонии стали, кажется, вовсе не раздача призов и речи победителей. А, к примеру, появление в качестве ведущей певицы и актрисы Натальи Орейро, приехавшей на ММКФ представлять картину "Наша Наташа" и спевшей на закрытии заглавную тему из сериала "Дикий ангел". Или же присутствие президента фестиваля Никиты Михалкова, пропустившего и открытие, и в целом весь ММКФ из-за болезни. Забрав у Ивайло Христова символическую цепь, которую "надевают" на каждого председателя жюри в первый день, и поговорив с Орейро по-испански, Михалков перешёл к благодарственным речам в адрес организаторов. С которыми, по его мнению, он работает "спина к спине" и которые, как истинные товарищи, самоотверженно взяли на себя функции президента фестиваля в его отсутствие. И с которыми, хочется добавить, не справились - со словами Михалкова и победителей, хваливших радушие ММКФ, поспорил бы каждый второй, а то и первый работавший на фестивале журналист. Если ему, конечно, все же удалось чудом попасть на церемонию закрытия - в приглашениях накануне отказали почти всем ведущим изданиям.