Кадр из фильма «Петербург. Только по любви». Фото официального сайта фестиваля "Кинотавр"
Первым фильмом, показанным в рамках 27-го «Кинотавра», стала картина «Петербург. Только по любви». Семь новелл, снятых на «Ленфильме» семью женщинами-режиссерами – Натальей Кудряшовой, Натальей Назаровой, Анной Пармас, Аксиньей Гог, Оксаной Бычковой, Авдотьей Смирновой и Ренатой Литвиновой. То, что по задумке должно было стать киноальманахом наподобие «Париж, я люблю тебя», на деле оказалось неровной подборкой короткометражек – скорее режиссерских портретов, чем портретов города.
Кино, снятое женщинами-режиссерами, наряду с дебютным и документальным – один из негласных трендов нынешнего сочинского кинофестиваля. В одной только основной программе таких работ будет 5 из 14 – полнометражных, а ведь есть еще и конкурс короткого метра. Даже саму церемонию открытия в этом году символично вела женщина, Рената Литвинова, которая ожидаемо превратила официальную часть с представлением программы и членов жюри практически в собственный моноспектакль. Новеллу, снятую Литвиновой для «Петербурга», зрители после этого ждали с особым нетерпением – и она, завершающая фильм, с ней самой в главной роли, предсказуемо оказалась одной из самых удачных.
Героиня Литвиновой здесь – актриса, мать трех дочерей, две из которых, красивые, также актрисы, а третья – с горбом (Яна Сексте). Есть еще влюбленный второй режиссер, который возит всю эту семью на своей старенькой «Победе» на «Ленфильм», где загадочная и взбалмошная француженка снимает черно-белую артхаусную картину «Сны Иосифа» – про Иосифа Бродского. На площадке царит невообразимый хаос, шум, гам, грим. Звучат стихи, все наряжаются и ругаются друг с другом, оттягивая момент начала съемки. Максим Виторган бродит в роли Довлатова, киноведу Константину Шавловскому приклеивают нос – ему предстоит играть двойника Бродского. То и дело звучит то французская речь, то голос Литвиновой, которая вживается в неведомую роль. Действие этой абсурдистской зарисовки подчиняется логике сна, то есть отсутствию какой-либо логики. Угадать руку Литвиновой, создавшей этот полный условностей и театральных преувеличений мир, можно было бы даже если бы ее самой не было в кадре – атмосфера легкого и обаятельного, трагикомичного безумия говорит сама за себя.
Впрочем, то же самое происходит в этом фильме с каждой из новелл. Титры, рассказывающие, кто что снял, появляются в самом конце, но расставить всех режиссеров по своим местам можно и без подсказок. «Аничков мост» Натальи Кудряшовой похож стилистически на ее дебютных «Пионеров-героев» – надуманный, затянутый, псевдоглубокий, но местами остроумный. С Полиной Кутеповой в роли англоговорящего гида и Геральдом Огером в качестве заморского туриста-философа. Пожалуй, единственная новелла, прямо – даже прямолинейно – отвечающая заданной теме.
Остальные авторы в любви к Петербургу признаются не «в лоб». Анна Пармас, сценаристка «2 дней» и «Кококо» Авдотьи Смирновой, – историей про немолодую беременную женщину (Светлана Камынина) и ее маму (Надежда Маркина), которые идут к врачу по зимнему городу. Выходит чересчур простая, раздражающая мелодрама про одиночество и «женское счастье» с внезапными, возникающими из воздуха диалогами про Сталина и «пятую колонну». Наталья Назарова, чья короткометражка «Светлячок» на недавнем фестивале дебатов в Омске была фаворитом программы, придумала на первый взгляд непростую и обескураживающую новеллу «Просто концерт» про непутевую мать (Анна Уколова) с вроде бы неожиданным и даже смелым для российской действительности твистом. Который в финале, впрочем, все равно наталкивается на непробиваемую стену психологизма и мелодраматизма – вместо смелой истории выходит сентиментальная.
На этом фоне выигрышно смотрится работа Аксиньи Гог «Селфи», хулиганская костюмная зарисовка про девушку, пожелавшую покончить с собой в Петербурге, и панка, невольно спасающего ей жизнь. Здесь сбрасываются в Неву, прицепив к ноге гипсовый бюст, стреляются из антикварных пистолетов, читают стихи и гуляют по крышам – «это Питер, детка», как верно замечает главный герой. А какой Петербург без Боярского? У Авдотьи Смирной в «Выгуле собак» он играет шамана-шарлатана, который пытается снять с героини Анны Михалковой (такой же несчастной питерской интеллигентки, как и ее Лиза из «Кококо») обет безбрачия.
Лучшей же новеллой альманаха, бесспорно, можно назвать «Утро» Оксаны Бычковой. Для автора «Питера FM» и «Еще одного года» такой жанр – родная стихия. Ее очередную негромкую, нежную, тонкую историю о любви на берегах Невы играют Надежда Лумпова, знакомая по тому же «Еще одному году», и Александр Паль, большую часть фильма не произносящий ни слова, но переигрывающий сразу всех актеров и актрис альманаха. Очень ровная и очень питерская – по градусу романтики и безумия – история про любовь с первого взгляда и одновременно про любовь к городу. Пожалуй, никому из коллег Бычковой по фильму не удалось настолько же гармонично уместить собственные режиссерские амбиции в рамки заданной темы. Да, ни одна из создательниц «Петербурга» не изменила себе, и в этом, как оказалось, – одна из главных проблем. Впрочем, есть в чем винить и продюсеров, не сумевших собрать семь индивидуальных историй в одну общую – помогло бы, возможно, даже элементарное изменение порядка, в котором идут новеллы, что, в свою очередь, совершенно изменило бы ритм и настроение фильма. Без этого получается не задуманный портрет города, а визитки режиссеров, путеводитель – но не по Петербургу, как обещали создатели, а по творчеству авторов новелл. Но, как говорится, это тренд, детка.Сочи