Даже обаяние актеров не помогает их героям завоевать расположение публики. Кадр из фильма
Премьера «Финансового монстра» в Каннах (та самая, на которую Джулия Робертс пришла босиком) состоялась в рамках внеконкурсной программы кинофестиваля. Четвертая режиссерская работа Джоди Фостер – это и суровый фильм – приговор современному миру, и захватывающий психологический триллер, и настоящий парад голливудских звезд. Главные роли исполнили Джордж Клуни, Джулия Робертс, Доминик Уэст и Джек О'Коннелл.
Действие картины разворачивается в телевизионной студии на съемках развлекательно-экономической передачи «Финансовый монстр». Ее ведущий – обаятельный Ли Гейтс (Клуни) – с шутками, прибаутками, танцами и помощницами в костюмах рассказывает зрителям, куда вкладывать деньги. На экранах за его спиной, как в казино, мигают призывные надписи или смешные картинки, за своевременное появление которых отвечает невидимый режиссер за кадром – Патти Фэнн (Робертс). Очередной выпуск «Финансового монстра» посвящен компьютерному глюку, из-за которого якобы еще вчера процветающая компания бизнесмена Уолта Гэмби (Уэст) Ibis потеряла 800 млн вложенных клиентами долларов. И пока Ли Гейтс в привычной шутливой манере рассказывает о случившемся, на площадке появляется молодой человек с пистолетом и взрывчаткой и в прямом эфире берет ведущего в заложники. Его зовут Кайл (О'Коннелл), он потерял все свои сбережения и теперь требует объяснений – от Ли, когда-то посоветовавшего довериться Ibis, и от Гэмби, которого теперь никто не может найти.
«Монстра» можно сравнить с прошлогодней «Игрой на понижение» – хотя Фостер и говорит о финансах более простым языком, суть остается прежней. А положительных героев (несмотря на все обаяние Клуни и Робертс) нет вовсе – ни среди бизнесменов, ни среди циничных журналистов, манипулирующих сознанием, ни даже в рядах сидящих на информационной игле «обманутых вкладчиков».
По ходу фильма симпатия к заложникам сменяется симпатией к террористу и наоборот, а количество «монстров» только растет. И в без того бешеном темпе фильма режиссеру удается переодически обманывать зрителя то новыми поворотами, то ложными финалами, то тонкой актерской работой. Будь то дуэт Клуни и Робертс, обоим из которых достались самые неоднозначные персонажи истории, или нервный юноша «со взором горящим» Джека О'Коннелла, которому роль доведенного до крайней степени отчаяния работяги идет куда больше, чем образ «несломленного» в одноименном фильме Анджелины Джоли. Он не теряется в одном кадре с маститыми коллегами – и в какой-то момент даже отвешивает звонкий пинок самому Клуни.
Жанр меняется с триллера на драму, доходя даже до антиутопии про мир наступившего будущего, где телевизор в каждом девайсе, любая банковская операция совершается нажатием одной кнопки на телефоне, деньги превратились в цифровые коды, люди – в цифры, жизнь – в странички в соцсетях. Есть, впрочем, и «вечные ценности» вроде жадности, беспринципности и тотальной глупости. Главное, что шоу должно продолжаться, даже под дулом пистолета.