Стилистика, предложенная Тимом Бертоном, узнается в каждом кадре. Кадр из фильма
От нового кино по мотивам произведений Льюиса Кэрролла, как почти от любого сиквела, никто не ждал ничего хорошего – и напрасно. Тим Бертон, в 2010 году снявший первую «Алису», на этот раз взял на себя роль продюсера, уступив режиссерское кресло Джеймсу Бобину. И это пошло картине только на пользу.
В Страну чудес Алиса (Миа Васиковска) возвращается спустя три года после победы над Бармаглотом. Прыгнув в зеркало вслед за Абсолемом, превратившимся из синей гусеницы в бабочку с голосом Алана Рикмана (последняя роль актера) и разбив попутно Шалтая-Болтая, героиня встречается со старыми знакомыми – королевой Мираной (Энн Хэтэуэй), Белым кроликом, Мартовским зайцем, Труляля и Траляля, Чеширским котом (Стивен Фрай) и, конечно, Шляпником (Джонни Депп). Последний чахнет на глазах. Чтобы помочь другу, Алисе придется повернуть время вспять. Время, кстати, – реальный персонаж в исполнении Саши Барона Коэна. Он живет в замке, владеет хроносферой – этакой машиной времени – и крутит роман с Красной королевой (Хелена Бонэм Картер), которая, конечно, строит собственные коварные планы.
Алиса затевает игры со временем (и со Временем) – отправляется в прошлое, чтобы узнать, откуда у Красной королевы такая большая голова и как началось безумное чаепитие. А также сообщить молодому Шляпнику, что они уже знакомы – в будущем, где она моложе и которое для нее на самом деле тоже прошлое. Подобных кэрролловских математических парадоксов и словесных каламбуров в фильме меньше, чем в книге. Но общий градус абсурдности тот же. Как удержаться от фразочек вроде «время пришло», когда само Время приходит в гости? Вот и Чеширский кот расплывается в фирменной улыбке и, расположившись на плече у героя Барона Коэна, мурлычет про удобное время.
«Зазеркалье» снято на грани фэнтези и научной фантастики: у путешествий в прошлое, как и полагается, есть свои законы, да и сняты они хоть и в общей аляповатой (в хорошем смысле) стилистике, но с космическим размахом. За счет увеличения количества локаций и сама экранная Страна чудес кажется больше, а ее обитателей можно разглядеть поближе. Тем более что волшебный мир Кэрролла, пропущенный через сознание Бертона, становится настоящим полигоном для испытания драматических талантов. В первой части блистал трагический Шляпник в исполнении Деппа. Во второй достойную пару ему составляет ироничный, мудрый и ранимый герой Саши Барона Коэна, которого рано записали в вечного Бората.
Главное же отличие «Алисы в Стране чудес» от «Алисы в Зазеркалье» в том, что придуманный Тимом Бертоном еще в 2010 году видеоряд и написанный автором первого фильма Линдой Вулвертон новый сценарий в руках режиссера Бобина заработали как часы, быть может, даже лучше, чем у самого Бертона. Меньше мрачных параллелей с реальностью, больше Зазеркалья. Этому миру ничто человеческое не чуждо. Но не стоит забывать, что живет он по кэрролловскому закону – «мы сумасшедшие, нам можно».