Лучшей актрисой названа Жаклин Хосе, сыгравшая в фильме «Ма Роза» и теперь вместе с дочерью принимающая поздравления. Фото Reuters
69-й Каннский кинофестиваль завершился победой фильма «Я, Дэниэл Блэйк» – социальной драмы о безработном вдовце и его тщетных попытках добиться от государства пособия. Для 79-летнего британского режиссера Кена Лоуча эта «Золотая пальмовая ветвь» стала второй.
Выбор жюри и в остальных категориях оказался весьма консервативным, что вызвало недоумение и даже негодование критиков и прессы. Так, приз за режиссуру поделили между собой румын Кристиан Мунджиу со своим явно не самым лучшим фильмом «Выпускной» и француз Оливье Ассайас, чей «Персональный покупатель» с Кристиан Стюарт в главной роли и вовсе был нещадно «забукан» каннской прессой. Мало того что судьи решили наградить сразу двоих авторов в одной категории, так еще и выбрали не самых достойных. Если уж давать приз румынскому кино, то скорее «Сьерра Неваде» Кристи Пую. Ассайас же, кажется, прошел по обязательной «квоте» – нельзя не отметить француза на французском кинофестивале.
Две награды получил «Коммивояжер» иранца Асгара Фархади – помимо приза за лучший сценарий картина принесла актеру Шахабу Хоссейни победу в категории «Лучшая мужская роль». Не исключено, что не последнюю роль сыграл сам факт наличия в конкурсе иранского кино, угнетенного и потому заслуживающего призов. Лучшей актрисой была названа Жаклин Хосе, сыгравшая в фильме филиппинца Брийанте Мендосы «Ма Роза». «Золотую камеру» за лучший дебют в этом году получили «Божественные» Уды Беньямины, в программе короткого метра победил «Таймкод» Хуанхо Хименеса, а почетную «Золотую пальмовую ветвь» вручили актеру Жан-Пьеру Лео.
Приз жюри завоевала «Американская милашка» Андреи Арнольд, на пресс-показе которой также звучало неодобрительное «буууу!», а Гран-при отдали канадцу Ксавье Долану за фильм «Это всего лишь конец света». Для 27-летнего режиссера эта каннская награда стала уже третьей, и вновь не главной.
От жюри под председательством Джорджа Миллера ждали совсем других решений. В итоге в самом сильном за последние годы – и по качеству фильмов, и по количеству именитых режиссеров – конкурсе победили самые слабые работы. Судьи проигнорировали основных фаворитов. Джим Джармуш с его «Патерсоном», судя по всему, лучшим в фильмографии режиссера за долгие годы, Пол Верховен с фильмом «Она», закрывавшим каннские показы и покорившим зрителей, Марен Аде и ее «Тони Эрдманн», которому прочили один из главных призов, красивый «Неоновый демон» Николаса Виндинг Рефна – все они остались без наград.
Фильм Кирилла Серебренникова «Ученик», участвовавший в программе «Особый взгляд», получил Премию имени Франсуа Шале (французского журналиста, писателя, кинообозревателя). Она присуждается независимым жюри конкурсным фильмам, которые «наилучшим образом передают действительность нашего мира». Зарубежная, как, впрочем, и российская пресса, тепло приняла новый фильм Серебренникова по пьесе немецкого драматурга Мариуса фон Майенбурга, которую режиссер до этого уже поставил на сцене московского Гоголь-центра. По мнению журналистов, у «Ученика», рассказывающего историю старшеклассника – религиозного фанатика, гораздо больше шансов на успех в международном прокате, чем у той же «Измены» (фильм Серебренникова, в 2012 году участвовавший в основном конкурсе Венецианского кинофестиваля). И тема универсальная, и одновременно довольно точный портрет современной России. Сам режиссер ранее объявил, что фильм уже куплен для проката в нескольких странах. Российская премьера «Ученика» состоится в начале июня в рамках «Кинотавра», где фильм будет участвовать в основной конкурсной программе.