Создатели старались максимально избегать компьютерной графики. Кадр из фильма
26 мая в российский и мировой прокат выходит долгожданный «Варкрафт» – фильм, снятый по одноименной игре, чью популярность трудно переоценить. Снимать картину доверили Дункану ДЖОНСУ, сыну Дэвида Боуи, к этому моменту автору независимых фильмов «Луна 2112» и «Исходный код». Обозреватель «НГ» Наталия ГРИГОРЬЕВА поговорила с режиссером о его первом большом голливудском проекте, о фанатах игры «Варкрафт» и о добрых орках.
– Расскажите мне как человеку, который никогда не играл в «Варкрафт»: вы взяли и сюжет, и героев целиком из игры или все-таки что-то было придумано специально для фильма?
– Почти вся история взята из игры, как и основные персонажи. Но там они нарисованы во всех смыслах широкими мазками, а в фильме прописаны очень детально – и в них очень много человечности, чего не было изначально. Я хотел сделать так, чтобы центром всей картины были ее герои. Использовать те навыки, которыми, мне кажется, я как режиссер владею лучше всего, и поместить все это в масштабные фэнтезийные декорации.
– Кстати, о человечности: вы полностью изменили представление об орках. Традиционно они всегда показаны злобными чудовищами, а у вас они разные. Это настоящая революция!
– Я сделал орка семейным человеком. У Дуротана есть жена, ребенок. И даже лучший друг Оргрим! (смеется). А если говорить серьезно, то, например, у научной фантастики столько поджанров и столько разных видов! Есть темные и мрачные фильмы, как «Бегущий по лезвию» Ридли Скотта, есть светлые и легкие, как «Особое мнение» Спилберга. А в жанре фэнтези у нас что есть? Только «Властелин колец». Даже «Игра престолов», несмотря на то, что это такой «проект для взрослых», все равно имеет очень похожую эстетику. И мне хотелось немного раздвинуть границы. Взять толкиновскую идею о том, что люди, хоббиты и всякие милые существа – хорошие, а все монстры – плохие, и перевернуть ее. Потому что героем может быть кто угодно. Не твоя раса или твой внешний вид делает тебя хорошим или плохим, а решения, которые ты принимаешь. Мне кажется, эта идея и помогла мне получить работу, потому что когда я представил ее Blizzard (компании-разработчику игры «Варкрафт». – «НГ»), они сказали: «Да, именно об этом и вся наша игра. В ней ты можешь выбрать для себя любого персонажа и сделать его героем».
– Вы сами, как я понимаю, знакомы с миром «Варкрафт» не понаслышке. А как обстояли дела с актерами? Вы подбирали тех, кто играет, или наоборот?
– Да, я играл в «Варкрафт», и Роб Казински (исполнитель роли орка Оргрима) тоже, даже гораздо больше меня. Остальные – нет. Некоторым хотелось узнать больше об игре, и они меня спрашивали: «Мне стоит пойти поиграть?» На что я отвечал: «Нет, ни в коем случае не надо играть. Позвольте мне рассказать вам историю так, как я ее вижу. Помочь вам понять персонажей так, как понимаю их я. Потому что если вы попробуете поиграть и самостоятельно во всем разобраться, только запутаетесь».
– Даже не будучи знатоком мира «Варкрафта», могу сказать, что в фильме очень много от игры – и то, как выглядят некоторые локации, и даже определенный угол съемки. Это было условием разработчика?
– Не было такого условия. Дело в том, что я сам – фанат игры, и мне хотелось сделать что-то особенное и для таких же фанатов, как я, и для тех, кто совершенно не знаком с игрой. Если посмотреть на фильм компании Pixar, то они тоже работают на двух уровнях – есть что-то для детей и что-то для их родителей. Мне хотелось сделать так, чтобы люди, ничего не знающие о «Варкрафте», познакомились с этим огромным фэнтезийным миром, полюбили его героев, а фанаты, уже на дополнительном уровне, узнали и место действия, и героев, чтобы они буквально вскрикивали: «Это же из игры!» Так что это способ совместить два фильма в одном.
– Не боитесь этих самых фанатов? Это же огромная ответственность – экранизировать настолько популярную во всем мире игру.
– Я не боюсь, но действительно чувствую эту ответственность. И прекрасно понимаю, почему они относятся к фильму с таким вниманием и почему хотят, чтобы все в нем было сделано правильно. Большинство этих фанатов проводят в мире игры «Варкрафт» не меньше времени, чем в реальном мире. Так что в их глазах я тот, кто рассказывает об их доме. И я хочу, чтобы они пришли в кино и сказали: «Да, я дома».
– Многие говорят, что «Варкрафт» – это новый «Властелин колец». Вы думали об этом, когда снимали?
– Я обожаю «Властелина колец», особенно первую трилогию. Это потрясающее кино, которое позволило по-настоящему ощутить мир произведений Толкина. Если нам удалось достичь такого уровня, я счастлив. Это значит, что нам удалось сделать мир фэнтези в кино достаточно большим для того, чтобы в нем умещались два фильма.
– Каково это – снимать почти весь фильм в технике CGI (англ. computer-generated imagery, «изображения, сгенерированные компьютером». – «НГ»)?
– Вы будете удивлены, когда узнаете правду! Орки, само собой, созданы с помощью спецэффектов. Но в остальном мы старались максимально избежать компьютерной графики и действительно строили все эти невероятные декорации. Даже когда актеры ходили в специальных костюмах – серебряных пижамах – и специальном оборудовании для захвата движения, их окружали реальные декорации. Так что все крупные планы персонажей – это, конечно, CGI, но почти все, что находится за их спинами, – реально.
– С «Варкрафтом» вы ступили на территорию большого, коммерческого кино. Это шаг в сторону, после которого вы вернетесь к авторскому кино?
– Я хочу заниматься карьерным слаломом – от больших голливудских фильмов к моим маленьким независимым проектам и обратно.
– Означает ли это, что у «Варкрафта» будет продолжение?
– Я был бы счастлив сделать трилогию, как Питер Джексон. А пока собираюсь снимать свой скоромный независимый научно-фантастический фильм.
– Какую главную мысль вам приходилось постоянно держать в голове, работая над фильмом?
– Для меня главная тема – семейная. Нужно заставить публику смотреть на этих величественных персонажей как на людей, даже если они орки. Мне хотелось, чтобы в них видели мужа, жену. Чтобы разглядели отношения сильного лидера Дуротана с его лучшим другом. Я всегда пытаюсь привнести человечность в любою историю, которую снимаю.