Творческая группа фильма «Ученик» покорила Канны. Фото РИА Новости
Время на фестивале летит незаметно: только прошли депеши о начале конкурса, а уже завтра он пройдет свой экватор и выйдет на финишную прямую. Можно смело говорить, что семейные отношения в той или иной форме в программе доминируют. По крайней мере лидерами в общественном мнении и в опросах критиков разных стран стали именно «семейные» картины из Румынии, Германии и России.
Румынский режиссер Кристиан Пую прославился здесь же, в Каннах, в середине нулевых годов картиной «Смерть господина Лазареску», она могла бы побороться за высшие награды, но получила лишь одну – во внеконкурсной программе «Особый взгляд». В своем новом трехчасовом опусе «Сьераневада» автор четко обозначает время происходящего: три дня назад в Париже была расстреляна редакция еженедельника Charlie Hebdo, а в Бухаресте многочисленная семья переживает свою личную драму – ровно 40 дней назад не стало главы семейства. И именно сегодня семья собирается, чтобы по православным обрядам провести поминки. Под микроскоп Пую попадает только этот день: камера кружит по квартире, где уют устроен по законам обыкновенной семьи: пошлые обои, стародавняя мебель эпохи социализма и бесконечные слоники на каждом свободном квадратном сантиметре.
Смерть главы семейства прервала и словно высвободила все то подспудное, с чем эта семья жила долгие годы, никогда не проговаривая вслух. Слово за слово – и понеслось. Мы узнаем, кто кому и с кем изменял, какие сексуальные психодрамы были пережиты; все это сдобрено размышлениями про политику, Путина и Обаму. Только про ту американскую глубинку, именем которой названа лента, не будет сказано ни разу. Режиссер намеренно дал такое название своей картине – чтобы прокатчики в разных странах не смогли локализовать название картины в соответствии со своими представлениями о том, как можно увеличить прокатный потенциал арт-хаусного фильма.
Юмор, абсурдные диалоги и нетривиальные ситуации – залог успеха немецкого фильма «Тони Эрдманн» одного из лидеров берлинской школы Марен Аде. Зал постоянно взрывался на премьере смехом и бурными аплодисментами в самых абсурдных сценах, что посреди показа фильма в Каннах встречается исключительно редко. Другой парадокс в том, что действие картины также происходит в Бухаресте, который стал этаким неврологическим центром, в котором словно сконценрировались все проблемы и горести нынешней объединенной Европы.
Инес, молодой немецкий менеджер, консультант по делокализации производственных мощностей из «старой» Европы в «новую», уже долгое время работает в Бухаресте. Без предупреждения с визитом доброй воли на пороге ее румынской квартиры оказывается ее отец Винфред (блистательный австрийский актер Питер Симонишек). Но разговор не задается, прошлой искры близких отношений между ними не пролетает, и отец, на время удалившись, тут же возвращается в виде фантазийного персонажа Тони Эрдманна, ежеминутно ставя свою дочь в неловкие ситуации.
У Марен Эде необыкновенный дар рассказчика, тонкое чувство детали, глубокое знание человеческой психологии, она умеет работать с актерами – в итоге ее картина смогла растопить «жестоких» каннских отборщиков и оказаться в здешнем конкурсе, чего с немецкими фильмами не случалось уже около 15 лет. Это еще и к постоянному возмущенному ропоту в России о том, что наших на Круазетт не не пускают.
В русском внеконкурсном фильме «Ученик» Кирилла Серебренникова, прежде всего кричащем о наступлении религиозного обскурантизма в России, семья тоже оказывается в поле внимания автора: зашедшие в полный тупик взаимоотношения матери и ее сына-подростка Вениамина, вдруг ставшего православным фанатиком. Серебренников достаточно глубоко перепахивает первоначальный текст пьесы «Мученик» немца Мариуса фон Майенбурга, умело перенося его на русскую почву. Режиссер остро чувствует слово и диалоги – тексты прекрасно характеризуют его героев, таких, например, как директор школы в исполнении Светланы Брагарник – очевидный морок прошлого, так и всплывает в памяти строчка «Темные силы нас злобно гнетут».
Вениамин в буквальном смысле слова отправляется в крестовый поход, он борется с грехом, тотально, по его мнению, поразившим наше общество, а подмогой ему в этой борьбе на все случаи служат цитаты из Библии, которые он трактует буквально и прямолинейно. Страшно становится, когда мы видим, какой несложной в принципе оказывается эта борьба за черно-белый мир, лишенный радости, в нашем обществе, ослабленном каким-то внутренним страхом свободы.
Надо сказать, что не только «горячая» тема в основе успеха фильма в Каннах. Тонкую и яркую работу актеров – и прежде всего Юлии Ауг (мать), Петра Скворцова (Вениамин), Виктории Исаковой (школьный преподаватель биологии, которая только и решается противостоять приходу религиозного обскурантизма) – отмечают ведущие международные киноиздания, такие как Hollywood Reporter и Screen Daily. А впечатление от русской драмы подытоживает американский Variety, сравнивая ее со сбивающей с ног русской «нравственной дракой», удары которой «по мощи и боли сравнятся с похмельем от [русских] настоек».
И снова, как в двух главных на сегодняшний день конкурсных фильмах, глотком кислорода для зрителей русской картины становится смех, благодаря юмору, который в фильме Серебренникова есть. Хрестоматийная формула о том, что красота спасет мир, сегодня должна была бы гласить, что мир спасет смех.
Канны