0
4133
Газета Кино Интернет-версия

16.05.2016 00:01:00

Дела семейные. Фильм Кирилла Серебренникова успешно прошел на Каннском фестивале

Тэги: каннский кинофестиваль, кирилл серебренников, учитель, кинокритика


каннский кинофестиваль, кирилл серебренников, учитель, кинокритика Творческая группа фильма «Ученик» покорила Канны. Фото РИА Новости

Время на фестивале летит незаметно: только прошли депеши о начале конкурса, а уже завтра он пройдет свой экватор и выйдет на финишную прямую. Можно смело говорить, что семейные отношения в той или иной форме в программе доминируют. По крайней мере лидерами в общественном мнении и в опросах критиков разных стран стали именно «семейные» картины из Румынии, Германии и России.

Румынский режиссер Кристиан Пую прославился здесь же, в Каннах, в середине нулевых годов картиной «Смерть господина Лазареску», она могла бы побороться за высшие награды, но получила лишь одну – во внеконкурсной программе «Особый взгляд». В своем новом трехчасовом опусе «Сьераневада» автор четко обозначает время происходящего: три дня назад в Париже была расстреляна редакция еженедельника Charlie Hebdo, а в Бухаресте многочисленная семья переживает свою личную драму – ровно 40 дней назад не стало главы семейства. И именно сегодня семья собирается, чтобы по православным обрядам провести поминки. Под микроскоп Пую попадает только этот день: камера кружит по квартире, где уют устроен по законам обыкновенной семьи: пошлые обои, стародавняя мебель эпохи социализма и бесконечные слоники на каждом свободном квадратном сантиметре.

Смерть главы семейства прервала и словно высвободила все то подспудное, с чем эта семья жила долгие годы, никогда не проговаривая вслух. Слово за слово – и понеслось. Мы узнаем, кто кому и с кем изменял, какие сексуальные психодрамы были пережиты; все это сдобрено размышлениями про политику, Путина и Обаму. Только про ту американскую глубинку, именем которой названа лента, не будет сказано ни разу. Режиссер намеренно дал такое название своей картине – чтобы прокатчики в разных странах не смогли локализовать название картины в соответствии со своими представлениями о том, как можно увеличить прокатный потенциал арт-хаусного фильма.

Юмор, абсурдные диалоги и нетривиальные ситуации – залог успеха немецкого фильма «Тони Эрдманн» одного из лидеров берлинской школы Марен Аде. Зал постоянно взрывался на премьере смехом и бурными аплодисментами в самых абсурдных сценах, что посреди показа фильма в Каннах встречается исключительно редко. Другой парадокс в том, что действие картины также происходит в Бухаресте, который стал этаким неврологическим центром, в котором словно сконценрировались все проблемы и горести нынешней объединенной Европы.

Инес, молодой немецкий менеджер, консультант по делокализации производственных мощностей из «старой» Европы в «новую», уже долгое время работает в Бухаресте. Без предупреждения с визитом доброй воли на пороге ее румынской квартиры оказывается ее отец Винфред (блистательный австрийский актер Питер Симонишек). Но разговор не задается, прошлой искры близких отношений между ними не пролетает, и отец, на время удалившись, тут же возвращается в виде фантазийного персонажа Тони Эрдманна, ежеминутно ставя свою дочь в неловкие ситуации.

У Марен Эде необыкновенный дар рассказчика, тонкое чувство детали, глубокое знание человеческой психологии, она умеет работать с актерами – в итоге ее картина смогла растопить «жестоких» каннских отборщиков и оказаться в здешнем конкурсе, чего с немецкими фильмами не случалось уже около 15 лет. Это еще и к постоянному возмущенному ропоту в России о том, что наших на Круазетт не не пускают.

В русском внеконкурсном фильме «Ученик» Кирилла Серебренникова, прежде всего кричащем о наступлении религиозного обскурантизма в России, семья тоже оказывается в поле внимания автора: зашедшие в полный тупик взаимоотношения матери и ее сына-подростка Вениамина, вдруг ставшего православным фанатиком. Серебренников достаточно глубоко перепахивает первоначальный текст пьесы «Мученик» немца Мариуса фон Майенбурга, умело перенося его на русскую почву. Режиссер остро чувствует слово и диалоги – тексты прекрасно характеризуют его героев, таких, например, как директор школы в исполнении Светланы Брагарник – очевидный морок прошлого, так и всплывает в памяти строчка «Темные силы нас злобно гнетут».

Вениамин в буквальном смысле слова отправляется в крестовый поход, он борется с грехом, тотально, по его мнению, поразившим наше общество, а подмогой ему в этой борьбе на все случаи служат цитаты из Библии, которые он трактует буквально и прямолинейно. Страшно становится, когда мы видим, какой несложной в принципе оказывается эта борьба за черно-белый мир, лишенный радости, в нашем обществе, ослабленном каким-то внутренним страхом свободы.

Надо сказать, что не только «горячая» тема в основе успеха фильма в Каннах. Тонкую и яркую работу актеров – и прежде всего Юлии Ауг (мать), Петра Скворцова (Вениамин), Виктории Исаковой (школьный преподаватель биологии, которая только и решается противостоять приходу религиозного обскурантизма) – отмечают ведущие международные киноиздания, такие как Hollywood Reporter и Screen Daily. А впечатление от русской драмы подытоживает американский Variety, сравнивая ее со сбивающей с ног русской «нравственной дракой», удары которой «по мощи и боли сравнятся с похмельем от [русских] настоек».

И снова, как в двух главных на сегодняшний день конкурсных фильмах, глотком кислорода для зрителей русской картины становится смех, благодаря юмору, который в фильме Серебренникова есть. Хрестоматийная формула о том, что красота спасет мир, сегодня должна была бы гласить, что мир спасет смех.

Канны



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Партия Миронова уже собирает электоральные наказы

Партия Миронова уже собирает электоральные наказы

Дарья Гармоненко

У эсэров к 2026 году появится предвыборный вариант "патриотического социализма"

0
1131
Процессуальные нарушения потеряли определенность

Процессуальные нарушения потеряли определенность

Екатерина Трифонова

В уголовном судопроизводстве букву закона трактуют по усмотрению правоприменителей

0
1277
Пекин делает ставку на "экономику льда и снега"

Пекин делает ставку на "экономику льда и снега"

Ольга Соловьева

В России из 360 горнолыжных курортов пока активно используются только 20

0
1461
Госдума ожидает от правительства решений по гастарбайтерам

Госдума ожидает от правительства решений по гастарбайтерам

Иван Родин

Ситуацию с завозом в РФ учителей и врачей все-таки придется обсуждать отдельно

0
1242

Другие новости