Фильм «После тебя» снимали в интерьерах Большого театра. Кадр из фильма
27-й Открытый российский кинофестиваль «Кинотавр», который в этом году пройдет в Сочи с 6 по 13 июня, объявил свою программу. На данный момент (программа сформирована не до конца) в основном конкурсе – 14 фильмов, 9 из которых – дебюты, 2 – документальные ленты, а 5 поставлены женщинами-режиссерами.
Даже откроется и закроется фестиваль женскими работами. Первым станет альманах «Петербург. Только по любви», новеллы для которого снимали Авдотья Смирнова, Рената Литвинова, Анна Пармас, Оксана Бычкова, Аксинья Гог, Наталья Назарова и Наталья Кудряшова. А завершится смотр картиной «Сдается дом со всеми неудобствами» Веры Сторожевой. «Кинотавр» показывает, что сейчас женщины в кино – актуалистки и экспериментаторши, традиционалистки и приверженки новых форм», – заявила программный директор фестиваля Ситора Алиева.
Другие цифры – количество дебютов и документальных лент – Алиева также обозначила в качестве тенденций нынешнего «Кинотавра», а следовательно, в каком-то смысле и российского кино в целом. Среди дебютантов в этом году, к примеру, сын Алексея Учителя – Илья, который представит в конкурсе фильм «Огни большой деревни» о киномеханике провинциального кинотеатра, который ради его спасения вместе с друзьями похищает Дмитрия Дюжева и снимает его в собственном фильме. А сын Андрея Бильжо, Антон, привезет в Сочи «Рыбу-мечту» с Владимиром Мишуковым в роли петербургского корректора, который приехал в эстонский городок редактировать книгу про рыб и встретил там девушку Хелену (Северия Янушаускайте).
Помимо этого свои силы в смежных профессиях пробуют известные актеры. Гоша Куценко в качестве режиссера с дебютным фильмом «Врач» – про нейрохирурга, живущего в постоянном страхе повторить судьбу своих самых тяжелых пациентов. Сергей Безруков как продюсер картины «После тебя» Анны Матисон, в которой сам же он сыграл балетного танцовщика. По словам Ситоры Алиевой, «актерам хочется не только демонстрировать уровень мастерства, но и работать со смыслами, разрабатывать волнующие их персонально темы и сюжеты». Впрочем, и режиссеры иногда совершают нечто подобное: так, в программе «Кинотавра», а точнее, в упомянутом выше фильме «Огни большой деревни» одну из ролей («власти», как пообещали организаторы) сыграет Юрий Быков.
Алексей Герман-младший в качестве продюсера представит дебютную картину Алены Давыдовой «Иван» о водителе скорой помощи. Сразу в двух конкурсных фильмах зрители увидят Константина Хабенского: в «Коллекторе» дебютанта Алексея Красовского, этаком моноспектакле о человеке, профессионально выбивающем долги, но внезапно ставшем мишенью шантажистов, и в «Хорошем мальчике», работе еще одной женщины-режиссера Оксаны Карас, о шести напряженных днях из жизни девятиклассника (эту роль сыграл звезда фильма «Призрак» Семен Трескунов).
Среди дебютантов также Гийом Проценко, снявший фильм «Разбуди меня» о ясновидящей паспортистке по сценарию Вячеслава Дурненкова и Андрея Стемпковского и с Константином Лавроненко, Ириной Вербицкой, Кириллом Пироговым, Александрой Ребенок и Евгением Гришковцом в главных ролях. И Надежда Степанова с фильмом «Я умею вязать» об отчаявшейся в свои 20 лет героине Тане, с Ириной Горбачевой, Олегом Долиным и Розой Хайруллиной в ролях.
Если в прошлом году режиссеры «Кинотавра» интересовались разного рода мистикой, то в этом, по словам программного директора, много размышляют о конце света. Например, в «Человеке из будущего» еще одного дебютанта Романа Артемьева (и продюсера Сергея Сельянова) некто «ученый Меркурьев» накануне апокалипсиса сообщает простой кассирше, что, согласно его вычислениям, она должна родить спасителя. А в документальной ленте «Год литературы» Ольги Столповской главный герой, писатель, узнает, что его дом будет снесен под строительство автотрассы – тоже своего рода конец света. И что остается писателю? Только продолжать писать. Вторая документальная лента конкурса в чем-то вторит первой – такая же мрачная, но с таким же оптимистичным посылом. Речь о фильме – участнике московского «Артдокфеста», «Чужой работе» Дениса Шабаева, ученика Марины Разбежкиной. Истории гастарбайтера Фарруха, живущего с семьей в вагончике на окраине Москвы.
Свой второй полный метр привезет в Сочи автор «Класса коррекции» Иван И. Твердовский. «Зоология» расскажет о работнице зоопарка, у которой вырос хвост. Кирилл Серебренников представит в Сочи свой фильм «Ученик», сразу после мировой премьеры картины на Каннском кинофестивале. От обоих фестивалей режиссер, по его словам, «ждет, что о фильме узнают как можно больше людей». А саму работу, уже купленную для проката в нескольких странах, примером по-настоящему свободного независимого российского кино, снятого как ответ на нынешнюю государственную политику, сводящуюся к концепции «Мы платим – мы заказываем музыку».
Жюри основного конкурса в этом году возглавит режиссер «Легенды № 17» и «Экипажа» Николай Лебедев, в него также войдут критик Нина Зархи, оператор Сергей Мачильский, сценарист Анна Пармас, продюсер Джаник Файзиев, актеры Сергей Шакуров и Мария Шалаева.
В рамках внеконкурсной программы будет показан документальный фильм Сергея Мирошниченко «Кольца мира», снимавшийся во время Олимпиады в Сочи. А также «Кавказский пленник» Сергея Бодрова – в этом году исполняется 20 лет со дня выхода картины, а самого режиссера на «Кинотавре» наградят почетным призом за вклад в российский и мировой кинематограф.