Данила Козловский сыграл летчика-героя. Кадр из фильма
Автор «Легенды № 17» Николай Лебедев взял на себя смелость вернуть на экраны культовое для отечественного кино название. Связь «Экипажа» Александра Митты 1979 года с фильмом 2016-го на первый взгляд весьма формальная. Название, герои – молодой и зрелый – и собственно сама авиакатастрофа, невообразимая, почти фантастическая. На деле же режиссер пытается не только сохранить структуру с мелодраматичной первой частью и экшеном во второй, но и вновь погрузить зрителя в атмосферу ужасающего, но впечатляющего киноаттракциона, сделанного по последнему слову техники и отвечающего при этом самым актуальным запросам культурной политики.
Молодой и принципиальный пилот Гущин (Данила Козловский) работает на грузовых перевозках. Однажды пузатый генерал требует загрузить в самолет с подарками для детдома пару перевязанных ленточками джипов, что чуть не приводит к крушению. Гущин бунтует – и в мгновение ока лишается работы. Приходится скрепя сердце идти к отцу, уважаемому авиаконструктору (Сергей Шакуров), который, нахмурившись, отправляет непутевого сына на стажировку к пилоту Зинченко (Владимир Машков). Тот работает в небольшой авиакомпании, зависящей от воли хамоватого самодура-акционера. Таких как Гущин, готовых дать отпор, несмотря на чины, тут не жалуют. Но Зинченко твердит, что у героя Козловского «не руки, а крылья», и берет стажера под свою ответственность (втайне с самого начала восхищаясь внутренней свободой молодого пилота). Вместе им предстоит спасать работников островной шахты, оказавшихся в ловушке после извержения вулкана.
Затянутый первый час фильма довольно подробно представляет героев. Они, в свою очередь, как на подбор схематичны и встроены в не менее схематичную вселенную. Максималист Гущин, домашний тиран Зинченко, вынужденный подавлять характер на работе и потому вымещающий зло дома, где покорная жена с борщом (Елена Яковлева) и классический сын-бунтарь (Сергей Романович). Есть и стюардесса (Катерина Шпица), мечтающая о большой и чистой любви с летчиком, и безответно влюбленный в нее стюард (Сергей Кемпо), над которым принято посмеиваться за женскую работу.
К слову о ней – единственным светлым и неожиданным пятном в этой череде образов поначалу выглядит героиня Агне Грудите, женщина-пилот Александра. Ее появление вроде бы встраивается в общую тенденцию последних лет, подаривших нам бесчисленное множество фильмов о героических (читай, военных) подвигах представительниц прекрасного пола. Кажется, что «Экипаж» даже идет в непривычном направлении и – небывалое дело для российского кино – наконец-то представляет сильный женский образ под правильным углом, а не в уничижительном, извращенном ура-патриотическом контексте. Несмотря на мачистские ухаживания Гущина, в первой части фильма Александра и правда играет наравне с мужским коллективом. Но в ответственный момент все встает на свои места, и до штурвала ее не допускают – опыт опытом, но к таким радикальным гендерным поворотам в кино (если в нем не надо погибать под пулями за родину) мы, видимо, еще не готовы.
Мучительное знакомство с персонажами перемежается бесконечной навязчивой рекламой известной авиакомпании, аэроэкспресса, аэропорта Внуково и прочих вложившихся в проект гигантов отрасли. Еще более неловкой, чем этот вынужденный продакт-плейсмент, выглядит разве что постельная сцена с участием Козловского – снятая словно в тумане ради рейтинга 6+ и целомудренная даже по меркам советского кино, в котором секса, как известно, не было, но была грудь Александры Яковлевой в «Экипаже» Митты (у Лебедева актриса, кстати, появляется в эпизодической роли). Спасает ситуацию – на протяжении всего фильма – едва заметная внутренняя ирония сценария, в написании которого принимал участие Николай Куликов (один из авторов «Горько!» и «Легенды № 17»). Несмотря на всю серьезность создателей «Экипажа», тут есть над чем посмеяться даже в самый напряженный момент. После взлета с вулкана и пересадки пассажиров с одного самолета в другой прямо в воздухе пилоты узнают, что впереди их ждет грозовой фронт – действительно, до смешного надуманная ситуация. Которая, впрочем, вовсе не портит впечатление от второй части, собственно фильма-катастрофы. Где все рушится, горит, взрывается, падает и снова поднимается в воздух – такого не бывает, но на то оно и кино.
«Экипаж» Лебедева, даже технически, не новое слово в жанре, но по крайней мере и визуально, и драматически кино выходит зрелищным, зрительским, формально полностью удовлетворяющим требованиям времени и (навязанным) потребностям – в фильмах-событиях, в героико-патриотическом кино, в счастливых финалах, в неоднозначных персонажах, которые тем не менее в ответственный момент ведут себя вполне однозначно. Пока умеем только так. Главное, что не про войну – это уже, если подумать, огромная победа.