Кадр из к\ф "Хардкор" (реж. Илья Найшуллер, Россия-США, 2015)
В 2013 году российская группа Biting Elbows выпустила клип на песню Bad Motherfucker – пятиминутный боевик, полностью снятый от первого лица. За считаные дни видео набрало миллионы просмотров, перепостов и хвалебных отзывов от зарубежных звезд – лидер группы и режиссер клипа Илья Найшуллер, что называется, проснулся знаменитым. Продюсер Тимур Бекмамбетов предложил музыканту снять полнометражный фильм в этой же стилистике, и после трех лет работы появился «Хардкор», который увидят зрители в почти 60 странах мира.
Каждому из них и из вас предстоит стать Генри и очнуться без памяти, голоса и руки на операционном столе в какой-то лаборатории. Блондинка в белом халате, представившаяся женой по имени Эстель, едва успеет прикрутить вам новую конечность, как в помещение ворвутся неизвестные злодеи во главе с блондином-телепатом в красной водолазке Аканом (Данила Козловский), которые похитят Эстель (а вы успели к ней привязаться). Теперь вам предстоит гоняться за бандой по Москве, открывать в себе недюжинные физические способности, появившиеся в результате экспериментов над телом, и то и дело встречаться с единственным помощником – загадочным типом по имени Джимми (Шарлто Копли), который постоянно умирает и постоянно возрождается в новом обличье.
«Хардкор» и правда с начала и до конца снят от первого лица, да еще и в режиме бесконечной погони – Генри, если и останавливается, то только ради кровавой расправы над противником. Подобные опыты уже были – в 2013-м, к примеру, на ТНТ показывали снятый субъективной камерой сериал «Моими глазами» (формат которого недавно купил американский телеканал), а совсем недавно на экраны вышел фильм с Сашей Бароном Коэном «Братья из Гримсби», некоторые сцены которого сняты как «Хардкор» и для которого сам Найшуллер выступал консультантом. Ясно, что клип Bad Motherfucker вдохновил многих, однако никто еще не рискнул сделать что-то настолько рискованное для большого экрана. И в этом, пожалуй, главное достоинство фильма.
Потому что выбранная форма, во-первых, является новым словом в кино, во-вторых, оправдывает ожидания. Бешеный темп, сюжет, хоть и весьма абсурдный под стать общей стилистике компьютерной игры, но не лишенный необходимых для большого кино причинно-следственных связей и мотивировок, и множество так называемых пасхальных яиц, спрятанных создателями внутри картины на радость зрителям – в данном случае российским. Их роль исполняют эпизодические персонажи – этакий расходный материал «Хардкора» – погибающие через секунду после появления. Впрочем, этого времени вполне хватает, чтобы узнать Сергея Шнурова, Кирилла Серебренникова, Александра Паля. Для более широкой мировой аудитории есть Тим Рот – на него придется недолго смотреть в начале и в конце фильма. Зато он на эти несколько мгновений станет вашим отцом и назовет вас «ссыкуном», что тоже дорогого стоит.