0
9252
Газета Кино Интернет-версия

02.04.2016 13:33:00

Ника-2016: лучший «Милый Ханс»

Тэги: кино, премия, ника


кино, премия, ника

В Москве прошла церемония вручения второй (по очередности) после «Золотого орла» главной российской кинематографической премии – «Ники». Фаворитом по количеству номинаций и статуэток стал фильм Станислава Говорухина «Конец прекрасной эпохи», однако основная награда – за фильм года – досталась картине «Милый Ханс, дорогой Петр» Александра Миндадзе.

В сравнении с прошлогодней, «Ника»-2016 оказалась мероприятием гораздо более спокойным, даже строгим. Об этом в самом начале зрителей предупредил бессменный ведущий и «тамада» Юлий Гусман – никаких капустников и выступлений фокусников. Надо сказать, что изменения пошли только на пользу, тем более, что вся церемония так или иначе прошла под знаком памяти некогда президента Академии Эльдара Рязанова. Вечер открылся роликом с кадрами из его фильмов под песню на стихи режиссера и целой поэмой, посвященной Рязанову, которую со сцены прочитал Михаил Ефремов. После чего гостей и зрителей поприветствовал нынешний президент «Ники» Андрей Кончаловский, отметивший молодых кинематографистов, которые продолжают изобретать киноязык и которым Киноакадемия уделяет особое внимание». Судя по номинациям, это действительно так, однако победителями в итоге все равно оказались мэтры.
Так в четырех из шести заявленных категорий лучшим стал недавно отпраздновавший 80-летие Станислав Говорухин с фильмом про Довлатова «Конец прекрасной эпохи»: помимо наград за работу оператора (Геннадий Карюк) и художника (Валентин Гидулянов), статуэтки получили исполнитель главной роли Иван Колесников, названный «Открытием года», и сам Говорухин, как лучший режиссер. В этой же категории он победил и на «Золотом орле», однако Гусману признался: «Твои академики мне нравятся больше».

Среди других победителей, названных в первом отделении церемонии, оказались режиссер-документалист Евгений Цымбал с фильмом «Валентина Кропивницкая В поисках потерянного рая», аниматор Екатерина Соколова с мультфильмом «Волк Вася», художник Ольга Гусак, работавшая над костюмами к «Ангелами революции» Алексея Федорченко и звукорежиссер «Орлеана» Максим Беловолов. Приз за лучший саундтрек достался авторам музыки к картине Миры Тодоровской «В далеком сорок пятом… Встречи на Эльбе» - Петру Тодоровскому и Алексею Айги.

Завершилось первое отделение вручением почетной «Ники» - за честь и достоинство – которая с этого года носит имя Эльдара Рязанова. Первой обладательницей «обновленной» награды стала актриса Алиса Фрейндлих, вспомнившая, что именно Рязанов открыл ей дверь в кинематограф. Помимо Фрейндлих, специальный призы получили режиссер Виталий Мельников («Ника» имени Алексея Германа за вклад в отечественный кинематограф), Константин Худяков и его сериал «Однажды в Ростове» (за достижения в телевизионном кинематографе»).
В сравнении с довольно сдержанной, официальной и оттого стремительной первой частью церемонии, второе отделение оказалось все-таки проникнуто духом пресловутого «капустника». Под несмолкающие шутки Гусмана, на сцену вышли Дмитрий Певцов и именинница Ольга Дроздова – им предстояло вручать призы за лучшие женские роли. Впрочем, объявления победителей пришлось подождать: сперва Певцов спел песню-посвящение всем женщинам, после чего долго требовал поздравить его жену и рвался читать басни. Оказалось, артисты не просто развлекали себя и публику, но и тянули время в ожидании задержавшейся на спектакле победительницы в номинации «лучшая женская роль второго плана». В итоге пришлось сперва вручить приз за главную роль – он достался Ирине Купченко за фильм «Училка». А «Нику» за второстепенную женскую роль получила Инна Чурикова, за «Страну ОЗ». Наконец появившаяся в зале актриса произнесла со сцены самую трогательную речь вечера, посвященную режиссеру Василию Сигареву: «Он очень остро чувствует нашу жизнь и выражает ее очень точно. В его фильмах нет вранья, и есть дивный юмор. А еще в нем живет тихая нежность и любовь к людям».

Чета Певцовых-Дроздовых еще некоторое время не уходила со сцены, собираясь то спеть, то прочитать больше басен. Гусман подначивал пару традиционными шутливыми комментариями. Так что, когда на сцену поднялся Юрий Стоянов, заявивший, что ни петь, ни шутить не будет, зрители, кажется, вздохнули с облегчением. Актеру предстояло вручить мужские статуэтки: «Нику» за второй план получил Михаил Ефремов, сыгравший в фильме Анны Меликян «Про любовь», а приз за главную роль поделили в этом году Данила Козловский («Духless 2») и Александр Яценко («Инсайт»). Оба на церемонии отсутствовали, так что награды забирали продюсер Федор Бондарчук и режиссер Александр Котт. Последний, первым из выходивших на сцену, воспользовался возможностью, чтобы произнести что-то по-настоящему значимое. «Когда мы готовились к фильму, - рассказал Котт. – То ездили с Сашей [Яценко] в центр, где помогают адаптироваться слепым людям. Сегодня три таких центра, последних в России, закрылись”.
Эти слова Котта, кажется, так и потонули бы в шуме продолжившегося праздника кино, если бы не вышедший на сцену режиссер Андрей Смирнов – ему предстояло вручить еще один почетный приз, за вклад в кинематографические науки, критику и образование, главному редактору журнала “Искусство кино” Даниилу Дондурею. Прежде чем сказать несколько слов о победителе и его работе, Смирнов поразился атмосфере церемонии: “Я, как и Саша Котт, живу в той стране, где закрывают приюты для слепых. А у вас тут сплошное легкомыслие, Крым – наш и Кадыров – герой”. Выступления и Котта, и Смирнова – явления, к сожалению, единичные для российских публичных мероприятий. И дело не в содержании, а в самом выступлении, в попытке использовать выход на сцену и свое имя и положение для привлечения внимания к действительно важным, острым и болезненным темам, как связанным, так и не связанным напрямую с кино. Обычная практика для иностранных церемоний и редкость для наших.
Почти такая же редкость, как фильмы, подобные работе Александра Миндадзе для отечественного кинематографа. К счастью, академики не обошли “Милого Ханса” вниманием, отдав картине и ее автору приз за лучший сценарий и главный – за лучший фильм года. 

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Курс рубля вернулся в март 2022 года

Курс рубля вернулся в март 2022 года

Анастасия Башкатова

Попытки воздействовать на нацвалюту ключевой ставкой могут ни к чему не привести

0
1392
"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

Владимир Мухин

Киев и НАТО готовятся к новому витку эскалации конфликта с Россией

0
1472
США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

  

0
666
Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Екатерина Трифонова

Отказать в возбуждении уголовного дела много раз по одному поводу теоретически нельзя

0
973

Другие новости