Легендарное интервью в офисе Хичкока. Кадр из фильма «Хичкок/Трюффо»
В прокат выходит дебютная лента директора Нью-Йоркского кинофестиваля Кента Джонса «Хичкок/Трюффо». В основе фильма – одноименная книга, написанная французским режиссером по мотивам его интервью с американским коллегой. В главных ролях помимо самих Хичкока и Трюффо – Дэвид Финчер, Уэс Андерсон, Ричард Линклейтер, Мартин Скорсезе и другие мастера.
История появления книги, а следовательно, и фильма началась в 1962 году, когда Франсуа Трюффо, к тому моменту уже автор «400 ударов» и «Жюля и Джима», написал письмо своему кумиру Альфреду Хичкоку с предложением встретиться и поговорить о кино. «Мастер саспенса» согласился – интервью длилось неделю и превратилось в основательный разбор творчества американского кинематографиста, которого все считали создателем развлекательного кино, а Трюффо – новатором и гением.
Кент Джонс пытается – вслед за Трюффо, написавшим легкую и в то же время невероятно важную как для профессионалов кино, так и для простых зрителей книгу – еще раз переосмыслить творчество Хичкока. Выходит не менее занимательная, синефильская (в качестве продюсера – Серж Тубиана, нынешний главред журнала Cahiers du Cinema, где когда-то работал Трюффо) и вместе с тем зрительская картина, которая, может, и не привносит ничего нового (в сравнении с той же книгой) в понимание творчества Хичкока, но визуализирует написанное – с примерами и комментариями. За последние отвечают нынешние мастера, каждый из которых рассуждает о влиянии Хичкока на него самого и на кинематограф на конкретных примерах. В каком-то смысле все сказанное с экрана – прописные истины сейчас, когда ни у кого нет сомнений в величии и значимости автора «Психо». Гораздо интереснее соотнести то восхищение, которое испытывал Трюффо, с тем очевидным воздействием, которое оказали работы Хичкока на современный кинематограф.
Уэс Андерсон – о построении кадра, Линклейтер – об игре со временем, Финчер – о том самом, утраченном, искусстве саспенса, все вместе – о киноязыке, доведенном до совершенства. Отрывки из фильмов Хичкока перемежаются забавными историями из книги, в которой режиссер предстает и гением, и злодеем, относившимся, к актерам как к материалу (точнее как к скоту – именно это слово звучит в интервью с Трюффо). Помимо этого Джонс предлагает подробный, уже вполне киноведческий, разбор «Психо» и «Головокружения», рассказывая – словами самого автора – и показывая, как режиссерские фетиши превратились в символы, приемы, как он заставил весь зал кричать и как совершил революцию, убив героиню в начале фильма.
Фильм не сойдет за полноценный портрет режиссера, зато явно поможет другими глазами пересмотреть его работы. И явно подтолкнет к прочтению книги, сам факт существования которой – явление счастливое и уникальное. Ценность же работы Джонса в том, что взгляд критика встречается с режиссерским взглядом (как в случае с самим Трюффо, начинавшим свою карьеру в качестве кинообозревателя), а сам материал становится наглядным пособием, гидом, иллюстрацией к разговору двух мастеров, снятым для нынешней публики и в прямом смысле языком нынешнего кино, а точнее, нынешних кинематографистов, переживших на полвека и Хичкока, и Трюффо, но неизбежно оглядывающихся назад.