Фильм-победитель посвящен сложной теме – невозможности обрести любовь. Кадр из мультфильма «До любви»
Главный приз 21-го Открытого российского фестиваля анимации достался работе Игоря Ковалева «До любви». Над рисованной историей о том, как люди разучились любить, режиссер (автор мультфильмов «Пластилиновая ворона» и «Крылья, ноги и хвосты») работал в течение 10 лет, одним из продюсеров картины стал Тимур Бекмамбетов. Как стало известно, фильм уже отобран в основной конкурс главного анимационного смотра мира, фестиваля в Анси.
Однако назвать мультфильм Ковалева абсолютным фаворитом суздальского фестиваля нельзя, хоть он бесспорно мастерски сделан, но довольно мрачный, даже тяжелый по сюжету и по технике исполнения. Сегодня стало известно, что фильм получил Гран-при международного фестиваля анимационного кино в Голландии.
Приз Гильдии киноведов и кинокритиков достался «Питону и сторожу», снятому на «Союзмультфильме» выпускником Школы-студии «Шар» Антоном Дьяковым. Рисованной, цвета сепии трогательной истории о дружбе одинокого мужчины и не менее одинокой змеи, которую он спасает из зоопарка, многие прочили и Гран-при. Жюри во главе с аниматором Алексеем Деминым присудило картине спецприз с формулировкой «за юмор и авантюризм».
Вторую специальную награду фестиваля «за создание сложных женских образов» судьи отдали кукольной «Кукушке» Дины Великовской, которую чуть ранее наградили призом имени Александра Татарского мэтры анимации Юрий Норштейн и Андрей Хржановский. В категории «Короткий метр» победила «Мама-цапля» Марины Карповой – про одинокую птицу с большим сердцем, говорящую голосом Юлии Рутберг и готовую приютить потерявшегося утенка, щенка, медвежонка, а то и кого-то более экзотического. Помимо призов в основном конкурсе жюри раздало небывалое количество дипломов, так или иначе отметив все главные фильмы программы. Будь то трагикомичный «Праздник» Нины Бисяриной про бабушку, заждавшуюся детей и внуков в гости, «Танзонк» Александра Свирского, этакая постапокалиптическая версия «Ромео и Джульетты» про любовь и вражду людей и машин, или же безумный, абсурдный и оттого особенно прекрасный «Люк» Игоря Мельникова и Натальи Мирзоян (и того же Свирского в качестве художника-постановщика) и минималистичная «Паутинка» Натальи Чернышевой, которая, помимо диплома, получила также приз, правда, за другую работу и в другой программе. Ее мультфильм «Два друга» был признан лучшим студенческим фильмом.
К слову, программа дебютных и ученических работ в этом году ничуть не уступала по качеству основной. Например, «Разбудить волка» Елизаветы Астрецовой – жизненная и узнаваемая, оттого комичная бытовая драма про шумный дом. Или получивший диплом «за превращение трагедии в балаган» мультфильм Евгения Фадеева «Гамлет. Комедия», герои которого – школьники и их учительница, пришедшие на спектакль. Лучшим фильмом для детей стала трогательная «Морошка» ученицы Константина Бронзита и Дмитрия Высоцкого, дебютантки Полины Минченок. А лучшим дебютом – «Корабли прошлых лет» Георгия Богуславского, выполненная в технике кукольной анимации история старого моряка. Хотя еще лучше, как ни странно, оказалась внеконкурсная программа, где можно было отыскать маленькие шедевры вроде «Вываливающихся старух» по Хармсу, «Мир слепых» Вали Карнаваловой или не столь совершенный с визуальной точки зрения, зато предельно своевременный, сатирический, основанный на реальных событиях мультфильм о продажных журналистах «Журналисы. Настоящая история».
В этом году в программу суздальского фестиваля вернулся конкурс полнометражных фильмов: лучшим из шести претендентов стал в итоге мультфильм «Снежная королева-2. Перезаморозка». Награду вручало жюри коммерческой анимации, которое свой выбор объяснило не только российским, но и международным успехом картины. Эти же судьи отметили призами «Песенку о лете» Алексея Алексеева и совместную работу группы аниматоров под названием «Совы нежные» (мультфильм в этом году номинирован еще и на «Нику»). Лучшим сериалом для малышей стали «Малышарики», а диплом за лучшую жанровую историю достался мультфильму «Ганс» – одному из эпизодов анимационного сериала «Шарлотта и Кваксон». Он же стал фаворитом зрительского голосования в рамках акции «Открытая премьера», благодаря которой программу Суздальского фестиваля показали в 15 регионах страны, а также обладателем специального приза как сериал с большим международным потенциалом. Лучшим же сериалом суздальского фестиваля были признаны «Ми-ми-мишки». К слову, анимационные сериалы в этом году были основной темой обсуждения на проходивших в рамках смотра круглых столах и дискуссиях. Представители телеканалов и интернет-площадок призывают аниматоров к сотрудничеству, убеждая в том, что коммерческая анимация имеет право на существование, и подтверждение тому – явный рост количества таких проектов на российском рынке и заинтересованность в них со стороны зрителей и прокатчиков.
Продолжится фестиваль вручением анимационной премии «Икар»: в этом году церемония пройдет уже во второй раз, 8 апреля на площадке московского культурного центра ЗИЛ. Претендентов на победу объявили в Суздале: лидером по количеству номинаций стал мультфильм председателя жюри Алексея Демина «Андрей Хижина и его горе», впервые показанный в Суздале в прошлом году и завоевавший здесь приз как лучшая короткометражная работа. Победители этого года «До любви» и «Питон и сторож» также поборются за приз «Икара» в главной категории.