На фото боснийский режиссер Данис Танович, Фото Reuters
Боснийский режиссер Данис Танович, обладатель призов Канна, Венеции, Берлина и даже "Оскара", в этом году вполне может пополнить свою коллекцию наград. Его новый фильм "Смерть в Сараеве", представленный в основном конкурсе, на середине фестиваля показался глотком свежего воздуха.
Все действие картины разворачивается в течение одного дня в замкнутом пространстве, шикарной гостинице в центре Сараева. Впрочем, и день непростой - 28 июня 2014 года, ровно 100 лет спустя после рокового выстрела Гаврилы Принципа в эрцгерцога Франца Фердинанда, и название у отеля символичное, "Европа". Да и атмосфера как перед началом войны: вот-вот должны прибыть дипломатические делегации из стран Европы для встречи на высшем уровне, а персонал планирует забастовку. Тем временем, в номере-люкс репетирует пламенную речь загадочный вип-гость из Франции, которого усиленно охраняет полиция, а на крыше телевизионщики снимают передачу, посвящённую событиям столетней давности и их последствиям. Одним из гостей программы станет Гаврило Принцип.
По словам самого Тановича, фильм он снимал в первую очередь для соотечественников-боснийцев, до сих пор не определившихся, кем считать Принципа - террористом или героем. Впрочем, неразрешенные вопросы, поставленные ещё в начале прошлого столетия, есть не только у многострадальной Боснии, но и у каждой из её близкий и дальних соседей. "Европа умерла в Сараеве, умерла в Аушвице, умерла в Сребренице", - повторяет свой текст француз, пока на крыше новый Гаврило Принцип уже вытащил свой пистолет. Здесь на каждом этаже - маленькое сражение, словесное или физическое, по телефону или с глазу на глаз, из-за нового дивана, задержки зарплаты или исторической правды. Помимо сценария, многословного, многоуровневого, но тонкого и по-настоящему кинематографичного, отдельного внимания и восхищения заслуживает операторская работа - Эрол Зубцевич следует за героями по коридорам и лестницам, снимая длинными планами, достойными сравнения с работой Эммануэля Любецки в том же "Бердмане". В финале не будет ни однозначных ответов, ни выводов - только ещё один выстрел, ещё одна смерть, скорее всего роковая для "Европы". Или Европы.
Среди достойных конкурентов "Смерти в Сараеве" в конкурсе по-прежнему пока лишь фильмы Джеффа Николса ("Midnight Special") и Джанфранко Рози ("Огонь в море"). Германия представила спекулятивную драму "24 недели" про аборт на 7-м месяце беременности. Венсан Перес привёз режиссёрскую работу под названием "Одни в Берлине", где в картонных декорациях нацистской Германии мучаются Брэндан Глисон и Эмма Томпсан - кажется, что оба попали на школьную любительскую постановку или на съемочную площадку третьесортного телефильма.
Подобные картине Тановича кинематографические "жемчужины" как всегда легче отыскать в параллельных программах. Этот год не исключение - есть и британский триллер про безумных беременных ("Соседи снизу"), и интеллектуальная американская комедия про любовь математиков и антропологов с Джулианной Мур, Гретой Гервиг и Итаном Хоуком ("План Мэгги"), и предельно неполиткорректная чёрная комедия ирландского режиссера-хулигана Майкла Джона МакДоны ("Война со всеми"), и даже кино с Жераром Депардьё в роли Жерара Депардьё.
Фильм "Конец" Гийома Никлу - психоделический моноспектакль Депардье, который в один прекрасный день отправляется на охоту и, заблудившись, оказывается в мистическом лесу со скорпионами и молчаливыми голыми женщинами. Обильно потея, тяжело дыша, жалуясь на больные колени и разговаривая сам с собой (в основном матерясь), актер большую часть фильма пытается найти выход из проклятого леса. Никлу по-садистски испытывает терпение зрителя, намеренно берет крупные планы пыхтящего Депардье, придумывает для него комичные мизансцены и приводит к неожиданному (неожиданность страшная и тем приятная) и открытому финалу. Ну чистой воды "Выживший"!