В экстренных условиях люди раскрываются с неожиданной стороны. Кадр из фильма
Картина Крэйга Гиллеспи, известного разве что по комедийному хоррору «Ночь страха» с Колином Фарреллом и Антоном Ельчиным, основана на реальных событиях – по сей день самом выдающемся эпизоде истории береговой охраны США. Главные роли в этом старомодном, хоть и снятом по последнему слову техники фильме исполнили Крис Пайн, Кейси Аффлек, Эрик Бана и еще десяток разной степени узнаваемости актеров.
Главная же партия все равно у стихии, разыгравшейся на побережье Атлантического океана в штате Массачусетс зимой 1952 года и чуть не потопившей сразу два нефтяных танкера. Оба раскололись надвое, но сигнал бедствия успели подать лишь с одного – туда и направила силы почти вся береговая охрана. Гудок второго танкера, о котором и идет речь в фильме, чудом услышали в портовом городке Чатем. Четверо спасателей во главе с застенчивым боцманом Берни Уэббером (Пайн), несмотря на огромнейший риск сгинуть в пучине еще на выходе из бухты, на деревянной моторной лодке отправились на помощь экипажу – и вывезли на берег три десятка выживших моряков. Последним до этого момента тоже пришлось непросто: шутка ли, пытаться удержать на плаву половину судна.
«И грянул шторм» – кино в чем-то парадоксальное. С одной стороны, это пусть невероятная, но все же довольно простая, линейная, предсказуемая история, классический фильм-катастрофа, каким бы он был на заре жанра. С другой – характеры героев, к финалу безоговорочно храбрых мужчин, прописаны тонко и сыграны прямо-таки на пределе драматизма, с рвением, достойным чуть ли не «оскаровской гонки». Крис Пайн эффектно преображается по ходу действия из молчаливого и забитого мальчика на побегушках, которому даже предложение делает девушка, а уж коллеги и начальство и вовсе в грош не ставят, в храброго покорителя волн, капитана пусть маленькой лодки, но зато без страха и упрека. На танкере тем временем «хлопочет лицом» младший Аффлек, Кейси, – корабельный гений-чудак, который своим знанием корабля вдоль и поперек продлевает жизнь треснувшей посудине и ее команде. Характеры и судьбы этих двух изгоев перекликаются и в мирное время, и в час трагедии, когда ни от одного, ни от другого никто не ждет подвига и чуда.
Пока на море разворачивается фильм-катастрофа, на суше фоном идет тихая мелодрама с участием двух женщин, истории которых оказались невольно переплетены другим штормом – одна оплакивает погибшего, вторая надеется, что ее любимый выживет. Старинные платья, безлюдные заснеженные просторы, скромные провинциальные интерьеры – даже второстепенные линии оформлены невероятно стильно. А актеры даже самых незначительных эпизодов – вроде Эрика Баны в роли начальника спасательной станции – что называется, добросовестно «возделывают свой огород» и успевают раскрыться и блеснуть характером в условиях ограниченного экранного времени. Другими словами, здесь пусть и нет ничего сверх меры и ожиданий, но и нет вместе с тем ничего лишнего.
Кульминационная сцена – та самая, в которой герой Пайна со своей командой (из таких же неочевидных храбрецов) прорывается сквозь череду волн-убийц – снята в формате IMAX, на уровне самых новейших образцов жанра. И, на удивление, удачно сочетается с остальным видеорядом и общей ретростилизацией. Что визуальной, что формальной – вразрез с общей тенденцией наших дней, в этом фильме-катастрофе есть место только базовым, пусть кинематографически утрированным, ценностям и слабостям: храбрости, трусости, гордыне, любви. И ни слова о разливе нефти в результате крушения сразу двух танкеров – беспечные 50-е!