Женщина-изобретатель способна на все. Кадр из фильма
Дженнифер Лоуренс, Брэдли Купер, режиссер Дэвид О. Рассел, а также прочно примкнувший к этому трио старший товарищ Роберт Де Ниро снова вместе: после фильмов «Мой парень – псих» и «Афера по-американски» на экраны выходит «Джой». Биографическая трагикомедия о женщине, придумавшей чудо-швабру (и еще сотню полезных в быту изобретений за кадром), уже принесла Лоуренс очередной «Золотой глобус» и очередную номинацию на «Оскар». Судя по фильму, по всем пунктам проигрывающему предыдущим работам Рассела, – скорее по инерции.
Биография Джой Мангано – на первый взгляд классическая история про американскую мечту. Девочка с Лонг-Айленда с детства любила изобретать и мастерить, мечтала чего-то в жизни добиться, но на свою беду встретила сладкоголосого певца-неудачника Тони (Эдгар Рамирес), покорившего неокрепшую подростковую психику взглядом с поволокой, рано вышла замуж, родила двоих детей и, кажется, навсегда застряла между пеленками и скучной работой на багажной стойке в аэропорту. Родня – вечно возвращающийся в брошенную семью после ссоры с очередной пассией папаша (Де Ниро), намертво прилипшая к телевизору мамаша (Вирджиния Мэдсен), уже бывший, но все еще обитающий в подвале муж, сводная и склочная сестра Пегги (Элизабет Рем) – без Джой как без воздуха. Она и сантехник, и кухарка, и рефери в бесконечных бытовых ссорах. Однажды, руками собирая осколки разбитого бокала и серьезно порезавшись, девушка придумывает чудо-швабру, которая сама себя выжимает. Никто, в том числе очередная, на этот раз богатая подруга отца (Изабелла Росселини) в успех предприятия не верит – кроме бабушки, чей голос звучит за кадром, лучшей подруги и телевизионного продюсера Нила (Купер). Последний дает Джой шанс представить свое изобретение в телемагазине.
Растянутая на два часа история успевает порядком надоесть еще на середине, несмотря на то, что формально в ней присутствуют все составляющие успеха. Гладкий и хрестоматийно правильный сценарий про взлеты, падения и окончательный триумф, сильный актерский состав, режиссура, к которой вроде бы и не придраться. Но чудо-швабра, сколько бы раз мы ни слушали с экрана о ее достоинствах, не тянет на изобретение века, а история ее создательницы – на большое кино. Весь феминистский пафос картины разбивается о банальный до абсурдного быт, которого тут чрезмерно много – хлопковые волокна, выдвигающаяся ручка, система отжима, уборка кухни и ванной одним движением, сменные насадки и так далее.
Обилие информации об устройстве швабры затмевает человеческую историю, в свою очередь, перенасыщенную деталями, персонажами и звездными лицами. Присутствие во второстепенных ролях звезд уровня Де Ниро и Росселини не делает фильму чести, скорее наоборот – даже Брэдли Купер здесь между прочим, за компанию. Творческий союз актеров и режиссера в «Джой» существует как семья главной героини – по заведенному порядку, без сюрпризов, словно смазанный и отлаженный, но бездушный механизм. В этом смысле гораздо интереснее разглядывать за этим трансформации или же, наоборот, устоявшиеся отношения участников событий, этакой «труппы Рассела». Лоуренс и Купер, к примеру, превратились из экранных любовников в хороших приятелей, а Де Ниро, напротив, прочно застрял в образе бодрого старика папаши.
Все это напоминает какой-то бесконечный сериал, что, в свою очередь, перекликается с одним из вставных сюжетов «Джой». Мама главной героини на протяжении многих лет смотрит по телевизору вымышленную «санта-барбару» – остроумно снятую пародию на мыльные оперы. И наблюдать за предельно условными страстями, периодически всплывающими в качестве интермедий по ходу основного действия, оказывается куда интереснее, чем за реальными событиями из жизни одной предприимчивой американки.