За тридцать лет многое изменилось, но не обмундирование. Кадр из фильма
Премьера седьмого эпизода саги «Звездные войны. Пробуждение силы» – главное кинособытие даже не этого года, а последних 10 лет. Именно столько прошло с момента появления предыдущего фильма серии.
За это время многое изменилось: Джордж Лукас продал студию и права на «Звездные войны» компании Disney, на роль режиссера нового эпизода был назначен Джей Джей Абрамс, создатель сериала Lost, позже приложивший руку к перезапуску другой фантастической киноэпопеи «Звездный путь», а история седьмого эпизода последние три года обрастала слухами. Поклонники гадали, какими будут сюжет и герои, прочили Абрамсу то успех, то провал, затаив дыхание, следили за новостями. И плакали от счастья, когда увидели в одном из трейлеров Хана Соло в исполнении Харрисона Форда и его неизменного спутника Чубакку.
Как известно, серии «Звездных войн» выходили в неправильной (с точки зрения сюжетной хронологии) последовательности: сперва, в конце 70-х – начале 80-х «классические» эпизоды с IV по VI, а уже в начале 2000-х появились еще три приквела. В случае с «Пробуждением силы», которое положило начало новой трилогии, все на своем месте – события разворачиваются через 30 лет после описанных в шестом эпизоде под названием «Возвращение джедая». Если еще немного посчитать, то примерно такой временной отрезок и разделяет два фильма в реальном времени («Звездные войны VI» вышли в 1983 году).
В выдуманной лукасовской вселенной, как выясняется из обязательных начальных титров (тех самых, уплывающих от зрителя в глубь экрана), за эти годы кое-что изменилось. Люк Скайуокер давно исчез, джедаи стали легендой, армия Сопротивления скрывается, вместо Дарта Вейдера и Палпатина империей правят верховный лидер Сноук (Энди Серкис) и новый злодей в маске по имени Кайло Рен (Адам Драйвер). Неизменны разве что солдаты-штурмовики, один из которых (Джон Боега), засомневавшись в том, что он плохой, снимает шлем и бежит с базы. Помогает ему оказавшийся в плену пилот Сопротивления По Дамерон (Оскар Айзек). Еще одной невольной союзницей беглого штурмовика становится девушка Рей (Дейзи Ридли), которая много лет ждет на выжженной планете чьего-то возвращения, новый дроид BB-8 и кое-кто из старой гвардии, то есть классической трилогии, – и речь не только о Хане Соло, Чубакке и Принцессе Лее (Кэри Фишер).
Так и хочется вслед за героем Харрисона Форда произнести: «Чуи, мы дома!» И летим на потрепанном «Тысячелетнем соколе» в компании... навстречу... Впрочем, здесь стоит действительно остановиться, так как каждый заслужил право увидеть все собственными глазами, на которые то и дело наворачиваются ностальгические слезы. Абрамс выбрал единственно верную в случае с перезапуском такой саги, как «Звездные войны», стратегию – старый друг чуть лучше новых двух. Которые, впрочем, тоже не просты – от девушки Рей, напоминающей сразу и молодую Кэри Фишер, и Натали Портман из первых трех эпизодов, до злодея Рена. Все по традиции размышляют о темной и светлой сторонах силы – одну из них однажды должен выбрать каждый. А еще они – современники зрителей, родившиеся после смерти Дарта Вейдера и узнавшие о том, кто отец Люка, из старых легенд. Как мы – из затертых кассетных записей. Абрамс и тут отдает дань классической трилогии. Конечно, не старит изображение – снятые на IMAX-камеры сцены космических погонь заставляют буквально вжиматься в кресло, но уделяет внимание деталям в кадре. Вместо компьютерной графики здесь все больше реальных декораций и предметов, бережно выстроенных и с любовью потрепанных, будто бы они действительно лежали где-то все 30 лет, ожидая своего часа. Каким бы тысячу раз трехмерным и высокотехнологичным ни был видеоряд в «Пробуждении силы», внутри сохраняется живая, почти домашняя, семейная, пусть и со следами ржавчины, атмосфера.
Тем более что во вселенной «Звездных войн» и так почти все друг другу родня, что, если вспомнить, лежит в основе основного конфликта и классических фильмов, и трилогии-приквела. Вопрос отцовства не утратил своей актуальности и в «Пробуждении силы». По сути, Абрамс в своих «Звездных войнах» сделал то, что позволит режиссерам и сценаристам будущих частей менять историю на свое усмотрение, по-хорошему подмигнул им. «Снял не просто эпичное, а еще и сентиментальное кино «для своих». Где и световые мечи на месте, и главный вопрос бытия по-прежнему – «Кто твой отец?».