От политической составляющей в документальном кино избавиться сложно. Кадр из фильма «Выступление и наказание»
Девятый фестиваль документального кино «Артдокфест» начался в Москве 8 декабря. В этот же день президент фестиваля режиссер Виталий Манский сообщил, что организаторы получили письмо-предупреждение от Министерства культуры – по поводу пресловутых прокатных удостоверений, которых «Артдокфесту» якобы не хватает для показа некоторых фильмов.
Поверить в это, учитывая историю фестиваля и, в частности, историю его противостояния с Минкультом, трудно. Вряд ли организаторы уже девятого по счету «Ардокфеста», в прошлом году получившие от министерства отказ в финансировании и второй год подряд проводящие фестиваль без государственной поддержки, не знают всех тонкостей закона. По словам Манского, в программе действительно есть фильмы российского производства, у которых нет прокатного удостоверения, только вот принадлежат они иностранной компании, а значит, формально российскими не являются. И таким картинам разрешение Минкульта на показ на международном фестивале не нужно, а «Артдокфест» – фестиваль международный.
Впрочем, к предупреждениям и прочим скандалам главному российскому смотру документального кино не привыкать – начиная с постоянных упреков в политизированности программы и недовольства политическими взглядами президента фестиваля и заканчивая прошлогодней громкой историей, которая стала, к сожалению, явлением скорее закономерным, чем неожиданным. Благо деньги на фестиваль удалось собрать и в 2014-м, и теперь, в 2015-м. А программа по-прежнему обширна и разнообразна как географически, так и тематически. Конечно, ни один «Артдокфест» не обходится без фильмов на острые и зачастую неудобные политические темы: в этот раз будут фильмы и об Украине, и о российской оппозиции, и о мигрантах, и о Путине, и о Немцове. А кроме них – о далеких странах, городах, о целых народах и отдельных людях. Другими словами, о картине современного мира во всех его проявлениях – не это ли цель и смысл документального кино?
«Артдокфест» представляет открытый, свободный мир. Нет картины, которую мы не взяли бы в программу по политическим причинам», – заявили организаторы на пресс-конференции, добавив, что без колебаний взяли бы фильм, содержание которого противоречит их собственных политическим взглядам. Критерии отбора в случае с «Артдокфестом» совершенно иные – и тому на нынешнем фестивале сразу несколько примеров.
Незадолго до начала смотра был отменен показ конкурсного фильма «Грозный-блюз» о жизни в современной Чечне. Несмотря на то, что швейцарская картина режиссера Николы Белуччи считалась одним из самых явных претендентов на победу, авторы, правообладатели фильма, а также организаторы «Артдокфеста» приняли решение не демонстрировать ленту на территории России – ради безопасности ее главных героев. «В связи с тем, что мы находим сегодняшнюю ситуацию в России не благоприятствующей показам фильма «Грозный-блюз», мы приняли решение об изъятии фильма из конкурса «Артдокфеста», – говорится в официальном заявлении авторов картины.
Совсем иная ситуация с фильмом «Чайка», снятым и выложенным в Сеть Фондом борьбы с коррупцией. Менее чем за двое суток ролик собрал более миллиона просмотров и огромный общественный резонанс. 2 декабря организаторы «Артдокфеста» приняли решение включить его в одну из фестивальных программ под названием «Артдоксеть». Особенность этой секции в том, что попадают в нее исключительно интернет-фильмы, сделанные для Сети и выложенные в открытый доступ. И голосуют за лучший в этом случае зрители – не анонимно, на официальной странице «Артдокфеста» в Facebook. Как и следовало ожидать, «Чайка» сразу же вышел в лидеры, и, по словам Манского, не включить фильм в программу «Артдокфеста» организаторы не могли. «Лично мне картина с позиции ее креативной составляющей не симпатична, в чем-то напоминает даже пропагандистские фильмы того же НТВ, – рассказал Виталий Манский. – Но фактология, наполнение, общественный интерес, который есть по отношению к этому фильму, не вызывает у нас сомнений, включать или не включать фильм в конкурс «Артдоксеть».
Таким образом, критерии отбора фильмов в конкурс «Артдокфеста» более сложные, чем могут показаться. В каких-то случаях перевешивает общественная значимость ленты, в других важнее оказывается ее художественная ценность – зависит от каждого конкретного фильма, от общего регламента, от того, в какой секции в итоге будет представлена работа, от ее международной прокатной истории, от личной истории ее героев. И право, а также свободу формировать программу «Артдокфеста», руководствуясь этими критериями, а не направлением национальной политики и даже не собственным к ней отношением, организаторы получили, в том числе лишившись господдержки. Что, конечно, не гарантирует фестивалю безопасное существование в условиях подверженного гибким изменениям законодательства в сфере кино, но по крайней мере гарантирует зрителям интересную и наиболее полную программу – будем надеяться, не последний год.