Картины катастрофы очень зрелищны. Кадр из фильма
Известный по фильмам «Аполлон 13» и «Игры разума» Рон Ховард на этот раз взялся за историю, которая легла в основу одного из важнейших американских романов – «Моби Дик» Германа Мелвилла. «В сердце моря» рассказывает о судьбе не героев книги, а их прототипов – команды китобойного судна «Эссекс», затонувшего в 20-х годах XIX века по вине огромного кашалота.
Сам Мелвилл в кадре тем не менее присутствует. Молодой писатель Мелвилл (Бен Уишоу) прибывает в приморский городок, чтобы встретиться со старым моряком (Брендан Глисон) и выпытать у него историю случившегося много десятилетий назад крушения корабля «Эссекс», на котором старик служил юнгой. Китобойное судно под управлением капитана Полларда (Бенджамин Уокер) и старпома Чейза (Крис Хэмсворт) более полутора лет провело в океане и затонуло после встречи с гигантским белым китом. Выжившие в той схватке со стихией моряки добрались до суши лишь через несколько месяцев: изможденные и пережившие то, к чему не может быть готов даже самый опытный китобой.
Сам белый кит (к слову, на экране – не такой уж и белый) появляется в середине фильма, когда основной человеческий конфликт уже в разгаре. Он завязывается еще на суше, где амбициозный, но бедный моряк Чейз «проигрывает» право быть капитаном наследнику богатого рода китобоев Полларду. Схватка этих двоих интересует Ховарда куда больше, чем битва с морским чудовищем, – режиссер тем самым продолжает начатую им самим в предыдущих фильмах линию. И «Фрост против Никсона», и «Гонка» (где одну из главных ролей также сыграл Крис Хэмсворт) рассказывали о соперничестве, о поединке, о столкновении двух равнозначно великих героев. А потому всегда еще и о благородстве, которое все-таки берет верх над более низменными желаниями и страстями. В данном случае персонажи помещены в экстремальные условия и проходят испытания водой, огнем, каннибализмом и, конечно, китом.
Моби Дик, как назвал его в романе Мелвилл, выступает фоном – здесь нет ни аллегорий, ни метафор, которыми в книге обросла история китобоев. В истории, рассказанной Ховардом, нет второго дна, зато, как и в романе, множество сведений о китобойном промысле и довольно подробных описаний процесса добычи китового жира: чего стоит сцена, в которой юнга залезает в чрево кашалота! Натурализм видеоряда и степень даже внешнего погружения актеров в атмосферу опасного морского путешествия начала XIX века – одно из главных достоинств фильма. Штормовые волны, грозовые тучи, скрип досок, шорох парусов и огромные китовые хвосты – всего этого на экране в избытке, как и просоленных, обветренных лиц и изможденных долгим плаванием мужских тел. Узнать в заросшем и исхудавшем к концу фильма Хэмсворте мелвилловского мстителя (актер известен по роли Тора в одноименной серии фильмов) почти невозможно.
Что до кита, то он здесь не выглядит демоническим и мистическим созданием, а скорее олицетворяет природу, которая сильнее человека, которая изо всех сил противостоит его вмешательству. Режиссер явно акцентирует внимание на этой природозащитной идее, встает на сторону кита и подводит зрителя к мысли, что убивать животных в общем-то нехорошо. И крушение «Эссекса» – в равной степени результат как упрямого соперничества его капитана со старпомом, так и амбиций человека, опрометчиво возомнившего себя царем зверей и вершиной пищевой цепочки.