Героиня Джулии Робертс ищет убийцу дочери. Кадр из фильма
Одноименный оригинал, снятый Хуаном Хосе Кампанеллой, вышел на экраны в 2009 году, а в 2010-м был удостоен премии «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке. Спустя пять лет Билли Рэй – сценарист первых «Голодных игр» и драмы «Капитан Филлипс» – взялся переснять историю, изменив время и место действия и сделав упор на актерский состав. В главных ролях в новой «Тайне» – Николь Кидман, Джулия Робертс и звезда «12 лет рабства» Чивитель Эджиофор.
Эти трое впервые встречаются в Лос-Анджелесе в начале 2002 года, спустя несколько месяцев после событий 11 сентября. Джесс (Робертс) и Рэй (Эджиофор) – федералы из антитеррористического отдела, Клэр (Кидман) – новенькая в убойном. Судьба сводит их на месте преступления, у мечети, где найдено тело изнасилованной и убитой девушки. Жертва оказывается дочерью Джесс, и дело становится из рядового с участием маньяка или более сложного, связанного с террористами, глубоко личным для каждого из героев – на ближайшие 13 лет. В 2015-м уволившийся из ФБР герой Эджиофора вновь встречается с бывшими коллегами, чтобы сообщить им, что он отыскал ускользнувшего тогда из их рук убийцу.
Ремейки зачастую проигрывают оригиналам, однако в данном случае Билли Рею удалось создать вполне самостоятельное и самоценное произведение, которое способно выдержать любые сравнения. Скорее всего смотреть фильм будет одинаково интересно и тем, кто не видел, и тем, кто видел оригинал. С первыми все понятно – история интересна сама по себе. Что до второй группы, возможно, изначально враждебно настроенной по отношению к ремейку, то этих зрителей могут удивить и порадовать не сходства, а отличия двух фильмов.
Аргентинская «Тайна» не похожа на голливудскую скорее не по формальным признакам, а идейно. Для режиссера Билли Рэя главным в этой истории становится страсть, даже одержимость, которая у каждого из персонажей своя – будь то поиск маньяка и желание отомстить, или же невозможная, но пронесенная через годы и расстояния любовь, или даже фанатичное отношение к любимой футбольной команде. Эта мысль здесь проговаривается, и неоднократно, а вот социальный, политический и прочий контекст – в отличие от версии Кампанеллы – остается важным, но все же второстепенным. Впрочем, режиссер довольно умело и уместно пользуется предлагаемыми обстоятельствами, в частности тем, что события разворачиваются в Америке после 11 сентября, где борьба с терроризмом важнее любой другой, а личная трагедия не идет ни в какое сравнение с потенциальной угрозой нации.
Здесь криминальный триллер – напряженный, с обязательным твистом в финале – уживается с детективной историей и историей любви. И каждая из линий не остается заброшенной, недоговоренной, не уходит в тень остальных. Есть у американской «Тайны» и одно очевидное преимущество над аргентинской – речь об актерском составе. Кидман, Робертс, Эджиофор, а также известный по сериалу «Острые козырьки» британец Джо Коул в роли маньяка, Альфред Молина в роли начальника полиции и честный коп Дин Норрис (Хэнк из сериала «Во все тяжкие») – каждый по-своему поднимает картину на высокий драматический уровень.
Режиссер, в свою очередь, очень бережно работает с ними, делая так, что происходящие с персонажами за время действия фильма изменения существенны, заметны, но при этом выглядят естественными. Будь то легкая седина в висках у Чивителя Эджиофора, новая прическа у Николь Кидман, потухший обреченный взгляд, бледность и неухоженность у героини Джулии Робертс, которая за 13 лет так и не смогла до конца проститься с дочерью – здесь и правда очень многое можно понять по одним только глазам.