Отдых на высоте птичьего полета. Кадр из фильма
Разве можно назвать «Прогулкой» фильм про переход с крыши одной из нью-йоркских башен-близнецов на крышу другой по канату? Можно, если этот фильм о французе – Филиппе Пети. Про него режиссер Джеймс Марш снял в 2007 году документальную ленту «Канатоходец», получившую «Оскар». У Роберта Земекиса фильм художественный, а Пети играет Джозеф Гордон-Левитт, научившийся у своего героя говорить с парижским акцентом и ходить по канату.
На высоту Пети потянуло еще в детстве, после того как мальчик взглянул под купол бродячего цирка. С тех пор вся его жизнь проходила на канате, который он натягивал сперва между деревьями в саду за домом, а позже – между уличными столбами в Париже. В столице Пети своими выступлениями, а также врожденным наглой, но обаятельной самонадеянностью впечатлил уличную артистку Анни (Шарлотта Ле Бон) и фотографа Жан-Пьера (Джеймс Бэдж Дэйл) – они стали его лучшими друзьями и сообщниками. Ведь то, что в итоге собрался сделать канатоходец, отчасти было преступлением. Прочитав новость о строительстве в Нью-Йорке двух самых высоких небоскребов, Пети не мог думать ни о чем, кроме того, чтобы перебраться с одной крыши на другую – по канату.
Несмотря на обилие второстепенных персонажей, все они не более чем статисты – кажется, что и в жизни самого Пети. Который после феерической 45-минутной «прогулки» между небоскребами в 1974 году – на канате он успел и полежать, и поклониться собравшейся внизу публике, и игриво побегать от полиции – пошел своей дорогой. Режиссер не умаляет заслуг друзей и помощников, без которых грандиозный трюк было не осуществить, и уделяет время взаимоотношениям внутри группы. Но эта часть – прелюдия к основному действию. Тем более, что после выдающегося документального фильма Марша добавить к образам участников событий особо нечего – только копировать. Под веселую музыку, с черно-белыми ретровставками в духе старых французских комедий и сэром Беном Кингсли в роли мудрого учителя.
Но стоит Гордону-Левитту ступить на канат, как видеоряд становится в прямом смысле головокружительным: трясущийся трос, облака, ветер, кровоточащая ступня, полиция и 400 м до земли. Пети упивается своим превосходством, и имеет на это полное право. Один из ловивших канатоходца полицейских скажет: «Я знаю, что никогда больше не увижу ничего подобного». Земекис дает зрителям возможность оказаться и на самом канате, и на крыше, и внизу, где сотни прохожих, задрав головы и затаив дыхание, наблюдают за трюком. А еще заглянуть внутрь башен – ничего подобного никто из нас в силу известных обстоятельств точно не увидит. Акцент на трагедии 11 сентября здесь отчетливый – заканчивается «Прогулка» кадром с подсвеченными лучами закатного солнца башнями. Чересчур мелодраматично, но вполне вписывается в общую стилистику – фильм-сказка, фильм-трюк. Для всего остального есть документальное кино.