Настоящая борьба не бывает без крови... Кадр из фильма «Воин»
«Воин» Алексея Андрианова – ремейк одноименной американской картины 2011 года, хотя создатели российской версии избегают этого термина, настаивая лишь на том, что купили тот же сценарий. Места Тома Харди, Джоэла Эдгертона, Ника Нолти и Дженнифер Моррисон заняли отечественные звезды: Федор и Сергей Бондарчуки, Владимир Яглыч и Светлана Ходченкова. Сюжетно фильмы Андрианова и его заокеанского коллеги Дэвида О'Коннора мало чем отличаются один от другого, разница в том, как режиссеры распоряжаются историей.
Начать стоит с того, что до конца разобраться в этой самой истории тем, кто смотрит российского «Воина», не посмотрев до этого американского, будет непросто. В фильме Андрианова многое так и не проговаривается, а зрителям приходится довольствоваться обрывочными сведениями о прошлом героев, почерпнутыми из скудных флешбэков. И тут уже не до причинно-следственных связей. Роман Родин (Сергей Бондарчук), морпех, возвращается в родной Калининград, где живут его отец Андрей Родин (Федор Бондарчук) и старший брат Слава (Владимир Яглыч). Впрочем, все они не питают друг к другу никаких теплых чувств: в далеком и туманном прошлом Родин-отец много пил, так что жена в итоге ушла от него, переехав в другой город и забрав с собой младшего Рому. Старший Слава тогда остался с папой, точнее, в городе – не ради родителя, а ради девушки. Теперь она его жена (Светлана Ходченкова) и мать дочки Наташи. Нужда заставляет Родиных встретиться вновь. Роман, дезертировав из армии, ищет деньги для помощи семье погибшего сослуживца, Славе нужна крупная сумма на операцию для тяжелобольной дочки. Оба они в прошлом занимались боями без правил и теперь выйдут на ринг друг против друга в турнире с огромным призовым фондом. Что до все-таки бросившего пить отца, то его младший сын Роман нанимает в качестве тренера.
Дэвид О'Коннор за два с половиной часа успевает разъяснить зрителю все тонкости взаимоотношений героев и подоплеку их кровной вражды. Андрианов же, сделав свою версию короче почти на час, полагается, видимо, на какую-то особую проницательность публики. В качестве зацепок то эпизод захвата сомалийскими пиратами российского судна, повествующий о героическом поступке Романа Родина, то пространный разговор двух братьев о матери, то вовсе малопонятная зарисовка из детства с участием пьяного отца. Все это хаотично разбросано по фильму и сдобрено сомнительным (и по качеству, и по содержанию) рэп-саундтреком и навязчивым промо одного федерального телеканала, оказавшего картине финансовую поддержку. Основную же часть экранного времени занимают сцены тренировок и сражений. Они, пожалуй, и есть самый интересный и качественно сделанный (в сравнении с остальным фильмом) материал, недаром в съемках и подготовке актеров принимали участие настоящие бойцы и чемпионы в разных видах единоборств. Да и младший Бондарчук с Яглычем выглядят на ринге убедительно – роли-то, к их счастью, немногословные, а физической мощи обоим не занимать.
Драматически интересная партия тут разве что у Федора Бондарчука, хотя и у него при всем актерском таланте остается не так много места для маневра. Загримированный под седого сгорбленного старика трудной судьбы с алкоголическим отеком лица, Бондарчук выходит за рамки привычного для себя образа – благо, ему это под силу. Времени развернуться, правда, совсем нет.
Проблема российского «Воина» в том, что «недокрученными» остаются, по сути, все элементы, из которых состоит картина. Это в полной мере и не драма о семье, потому как ее историей и раскрытием характеров режиссер пренебрегает. Но и не спортивная драма на том уровне, который задает нынешний кинематограф. Недавний «Левша» с Джейком Джилленхолом в роли боксера не блистал выдающимся сценарием, зато его создателям удалось почти невозможное в плане изображения – бои здесь благодаря нетривиальным ракурсам и в целом максимально динамичной камере выглядят предельно реалистичными, зрелищными, с максимальным для зрителя эффектом присутствия. В «Воине» боевые сцены до такого уровня не дотягивают. В итоге фильм в плохом смысле балансирует между двумя жанрами, а единственным бесспорным достоинством в этом случае становится его скромный хронометраж.