Новичок быстро разобрался и в работе, и в личной жизни коллег. Кадр из фильма «Стажер»
В российский прокат одновременно выходят «Стажер» Нэнси Майерс и «Эшби» Тони МакНамары. Оба – со звездами первой величины в главных ролях (и внушительным актерским составом в целом) и, при всей непохожести историй и жанров, тематически близкие. Роберт Де Ниро в роли стажера современной интернет-компании и Микки Рурк в роли бывшего церэушного киллера – одним словом, пенсионеров, которым покой только снится.
Сценарист и режиссер Нэнси Майерс, известная трогательными семейно-любовными мелодрамами вроде «Ловушки для родителей» и «Отпуска по обмену», верна себе. «Стажер» – безупречная по форме и содержанию комедия о 70-летнем вдовце Бене (Де Ниро), который устраивается по специальной программе для пенсионеров стажером в интернет-ателье под руководством Джулс (Энн Хэтэуэй). Человек, как принято говорить, «старой закалки», четыре десятка лет проработавший на производстве телефонных справочников, попадает в огромную современную компанию с сотней 20-летних сотрудников – и оказывается незаменимым. Учит молодых людей носить костюмы и нагрудные платки («Потому что женщины плачут!»), заправлять рубашку в брюки, общаться с противоположным полом. Свои непосредственные обязанности – личного стажера главы компании – Бен также выполняет безукоризненно. У его начальницы Джулс от постоянной нехватки времени проблемы и на работе, и дома, решать которые ненавязчиво и предстоит Де Ниро. Вымирающему виду – его такт, пунктуальность, собранность кажутся такими же атавизмами, как потертый рабочий портфель и телефон с кнопками, – и одновременно человеку весьма прогрессивных (не в пример мамашам-домохозяйкам из детского сада, куда ходит дочь Джулс) взглядов. Авантюрист, все еще готовый на дерзкое ограбление и не менее дерзкий роман с массажисткой (Рене Руссо), и феминист, уверенный, что женщина имеет право на карьеру.
Главный недостаток «Стажера» в том, что недостатков у него, в общем-то, и нет. Гладкий, как подбородок героя Де Ниро, пропагандирующего ежедневное бритье, сюжет, в котором даже драматическая кульминация выглядит прилизанной. Это, впрочем, как в случае со всеми остальными фильмами Майерс, грешащими тем же самым, отнюдь не мешает наслаждаться результатом. Во многом благодаря дуэту Де Ниро и Хэтэуэй, которые обаятельно и непринужденно разыгрывают кажущуюся из-за океана почти сказочной историю о двух мечтателях и об их американской мечте.
В случае с «Эшби» все ровно наоборот: сюжет этой картины телевизионного сценариста МакНамары никак не назовешь гладким – ни с точки зрения самой истории, ни по своей структуре. Главный герой – старшеклассник Эд в исполнении Ната Вулфа (у него и в «Стажере» есть крошечная эпизодическая роль), который переезжает с матерью (Сара Сильверман) в новый город и идет в новую школу. Персонаж он для такой завязки нетипичный: с одной стороны, отличник, прочитавший всего Хемингуэя и вынужденный прятаться в шкафчике от местных задир, с другой – талантливый футболист, мечтающий попасть в команду, по сути, из этих задир и состоящую. Несовместимые, как учат фильмы об американской школе, понятия, но и Эд – человек неординарный, вроде изгой, но, как выясняется, разговорчивый и общительный. Потому заводит роман со странной девочкой Элоизой (Эмма Робертс), которая держит в гараже аппарат МРТ и сканирует мозг всем подряд, а получив в классе задание написать эссе о пожилом человеке, смело идет знакомиться с не менее странным соседом по имени Эшби. Седовласый татуированный герой Рурка в стильных рубашках и жилетах, – бывший киллер ЦРУ с сотней убийств за плечами. Об этом Эд узнает почти сразу, обнаружив в подвале дома Эшби целый арсенал оружия. А вот о том, что его новому знакомому осталось жить считаные месяцы, для мальчика так и останется тайной.
Таким образом, в «Эшби» параллельно развиваются будто два отдельных сценария: молодежная драма взросления и драма умирающего киллера на пенсии, отчаянно пытающегося искупить свои грехи. И это не считая множества побочных линий, которые заявлены весьма сильно, но по ходу фильма слабеют – незаслуженно мало экранного времени достается и Саре Сильверман в роли разведенной женщины в поисках новой любви, и героине Эммы Робертс. Набрав на главные роли интереснейших актеров и придумав для них персонажей, МакНамара не знает, на чем остановиться. Возможно, сказывается сериальный опыт, и данный сценарий смотрелся бы убедительнее в многосерийном формате. С другой стороны, некоторая недосказанность – тем более по всем фронтам – становится изюминкой фильма. Отсутствие хорошо продуманных сентиментальных, слезовыжимательных акцентов (которых предостаточно в том же «Стажере») и очевидного хеппи-энда добавляет реалистичности, несмотря на запутанность сюжета. Этакая зарисовка из жизни, подкупающая простотой и монотонностью, героями с отклонениями от нормы – и тем самым гораздо более достоверными. Непросто смириться разве что с новой возрастной категорией Микки Рурка. Несмотря на то что со своим искалеченным пластикой лицом 63-летний актер выглядит в разы хуже 72-летнего Де Ниро, думать о нем как о пенсионере невозможно. Впрочем, и седовласого Роберта Де Ниро дедушкой никак не назовешь.