Кадр из м/ф "Необыкновенное путешествие Серафимы"
Мультфильмы про святых снимались у нас и раньше. Это были короткометражки, которые представляли на фестивалях и, как правило, блоком, не всегда понимая, что же с ними делать. И вот впервые полнометражная анимационная картина «Необыкновенное путешествие Серафимы» Сергея Антонова, героем которой стал преподобный Серафим Саровский, вышла в кинотеатрах страны в расчете на массового зрителя.
Под «Аллилуйя» по экрану плывут облака. В них утопают церкви, напоминая воздушный торт. Но авторы позиционируют свой проект, как светский, а не церковно-религиозный. События происходят в апреле 1943 года в детском доме для девочек. Тут четкое разделение: вот дочери офицеров, сражающихся на передовой, вот ребенок из буржуйской семьи и поповская дочка Серафима Воскресенская. Родителей у Симы нет. Осталась только память о них да нательный крестик. Вспоминаются строки советского поэта Эдуарда Багрицкого из «Смерти пионерки»: «Не противься ж, Валенька! Он тебя не съест, /Золоченый, маленький,/Твой крестильный крест». Сима тоже оказывается перед выбором, но сомнений не ведает. От веры не отречется, Павликом Морозовым не станет, своего отца-священника не предаст, сколько бы ни пытались из нее выбить «дурь» советские воспитатели.
Жизнь девочки уныла и безрадостна. В конце концов, зажав крестик в руке, она сиганёт в лестничный пролет, спасаясь от злобной воспитательницы (ей бы в Гестапо), и вознесется к небесам, прямо к проплывающему на лодке Серафиму Саровскому. Когда-то, еще ребенком, он и сам упал с колокольни, после чего начался его духовный путь. Все это проиллюстрировано на экране. И плывет теперь Серафима среди облаков, где раскачивается кадило, похожее на неопознанный космический объект.
Сцены с великим старцем напоминают сказочный сон в сравнении со страшной советской действительностью. Интересно, что галстуков на девочках нет. Авторам проекта, всерьез задумавшимся о продвижении фильма на мировой рынок, они бы пригодились: пионеры сейчас в тренде. Зато портреты Сталина и лозунги обильно украшают стены мрачного заведения. У директора в кабинете - карта боевых действий: Краснодарский край и станица Кущевская. Случайное совпадение? Но режиссер Сергей Антонов говорит, что в фильме вообще много смыслов.
Изначально планировали снимать игровой фильм о великом старце, но поняли, что показать святого на экране — невыполнимая задача. Авторы пытались рассказать, «как святые могут участвовать в жизни обычного человека». Это первый опыт для создателей, и если зритель воспримет фильм хорошо, они готовы двигаться и дальше в этом направлении. Честно говоря, страшновато: вдруг наши кинематографисты массово рванут в ту же сторону, заполонят экраны псевдорелигиозной продукцией с куполами и крестиками. Беда подобных фильмов в их воинственном настрое и неуёмном пафосе.
По словам Дмитрия Сладкова - члена правления Благотворительного фонда преподобного Серафима Саровского, авторы задались вопросом: как о вечном говорить языком массовой культуры? Фильм, по его мнению, получился в определенной мере антисоветским: «Это свидетельство о некотором ужасе времени. А в наши времена вспоминать об этом небесполезно». Этим заявлением он слегка перепугал своих коллег.
Больше года работали над образом Серафима Саровского, искали голос, которым он заговорит. Главную роль в итоге озвучил актер Александр Михайлов (его не сразу узнаешь), а уборщицу тетю Лизу сыграла за кадром Вера Васильева и сделала это прекрасно. Побывала съемочная группа в Сарове и Дивеево. «Меня поразил тот факт, что в пустыньку, где жил Сарафим Саровский, постоянно приходят ученые и ставят свечку. И все у них потом получается. И я получил духовную поддержку» - говорит Сергей Антонов.
Работала над проектом команда из 350 человек. Впервые в отечественной мультипликации использованы технологии объемного звука Aura и Dolby Atmos. Записали хор на «Мосфильме». Сергей Антонов рассказывает, что сразу стало понятно, что из каждого кадра сделать икону невозможно, и рисовать большим коллективом не получилось, поэтому отказались от 2 D и перешли в 3 D. При этом стремились к тому, чтобы ощущение рисунка оставалось. Но в 2 D все выглядит мягче, хотя картина, все равно зловещая.
Авторы проекта не хотели отвечать на вопросы по поводу бюджета. В итоге признались: не такой уж он и большой, 120 миллионов руб. На 28 процентов профинансирован фильм Министерством культуры. Патриархия в проекте не участвовала. «Но что скажут сестры Девеевского монастыря?» - такой вопрос прозвучал на презентации религиозного блокбастера.