0
11442
Газета Кино Интернет-версия

21.09.2015 13:27:00

«Антисоветский» мультфильм про Серафима Саровского

Тэги: россия, анимация, серафима


россия, анимация, серафима Кадр из м/ф "Необыкновенное путешествие Серафимы"

Мультфильмы про святых снимались у нас и раньше. Это были короткометражки, которые представляли на фестивалях и, как правило, блоком, не всегда понимая, что же с ними делать. И вот впервые полнометражная анимационная картина «Необыкновенное путешествие Серафимы» Сергея Антонова, героем которой стал преподобный Серафим Саровский, вышла в кинотеатрах страны в расчете на массового зрителя.

Под «Аллилуйя» по экрану плывут облака. В них утопают церкви, напоминая воздушный торт. Но авторы позиционируют свой проект, как светский, а не церковно-религиозный. События происходят в апреле 1943 года в детском доме для девочек. Тут четкое разделение: вот дочери офицеров, сражающихся на передовой, вот ребенок из буржуйской семьи и поповская дочка Серафима Воскресенская. Родителей у Симы нет. Осталась только память о них да нательный крестик. Вспоминаются строки советского поэта Эдуарда Багрицкого из «Смерти пионерки»: «Не противься ж, Валенька! Он тебя не съест, /Золоченый, маленький,/Твой крестильный крест». Сима тоже оказывается перед выбором, но сомнений не ведает. От веры не отречется, Павликом Морозовым не станет, своего отца-священника не предаст, сколько бы ни пытались из нее выбить «дурь» советские воспитатели.

Жизнь девочки уныла и безрадостна. В конце концов, зажав крестик в руке, она сиганёт в лестничный пролет, спасаясь от злобной воспитательницы (ей бы в Гестапо), и вознесется к небесам, прямо к проплывающему на лодке Серафиму Саровскому. Когда-то, еще ребенком, он и сам упал с колокольни, после чего начался его духовный путь. Все это проиллюстрировано на экране. И плывет теперь Серафима среди облаков, где раскачивается кадило, похожее на неопознанный космический объект.

Сцены с великим старцем напоминают сказочный сон в сравнении со страшной советской действительностью. Интересно, что галстуков на девочках нет. Авторам проекта, всерьез задумавшимся о продвижении фильма на мировой рынок, они бы пригодились: пионеры сейчас в тренде. Зато портреты Сталина и лозунги обильно украшают стены мрачного заведения. У директора в кабинете - карта боевых действий: Краснодарский край и станица Кущевская. Случайное совпадение? Но режиссер Сергей Антонов говорит, что в фильме вообще много смыслов.

Изначально планировали снимать игровой фильм о великом старце, но поняли, что показать святого на экране — невыполнимая задача. Авторы пытались рассказать, «как святые могут участвовать в жизни обычного человека». Это первый опыт для создателей, и если зритель воспримет фильм хорошо, они готовы двигаться и дальше в этом направлении. Честно говоря, страшновато: вдруг наши кинематографисты массово рванут в ту же сторону, заполонят экраны псевдорелигиозной продукцией с куполами и крестиками. Беда подобных фильмов в их воинственном настрое и неуёмном пафосе.

По словам Дмитрия Сладкова - члена правления Благотворительного фонда преподобного Серафима Саровского, авторы задались вопросом: как о вечном говорить языком массовой культуры? Фильм, по его мнению, получился в определенной мере антисоветским: «Это свидетельство о некотором ужасе времени. А в наши времена вспоминать об этом небесполезно». Этим заявлением он слегка перепугал своих коллег.

Больше года работали над образом Серафима Саровского, искали голос, которым он заговорит. Главную роль в итоге озвучил актер Александр Михайлов (его не сразу узнаешь), а уборщицу тетю Лизу сыграла за кадром Вера Васильева и сделала это прекрасно. Побывала съемочная группа в Сарове и Дивеево. «Меня поразил тот факт, что в пустыньку, где жил Сарафим Саровский, постоянно приходят ученые и ставят свечку. И все у них потом получается. И я получил духовную поддержку» - говорит Сергей Антонов.

Работала над проектом команда из 350 человек. Впервые в отечественной мультипликации использованы технологии объемного звука Aura и Dolby Atmos. Записали хор на «Мосфильме». Сергей Антонов рассказывает, что сразу стало понятно, что из каждого кадра сделать икону невозможно, и рисовать большим коллективом не получилось, поэтому отказались от 2 D и перешли в 3 D. При этом стремились к тому, чтобы ощущение рисунка оставалось. Но в 2 D все выглядит мягче, хотя картина, все равно зловещая.

Авторы проекта не хотели отвечать на вопросы по поводу бюджета. В итоге признались: не такой уж он и большой, 120 миллионов руб. На 28 процентов профинансирован фильм Министерством культуры. Патриархия в проекте не участвовала. «Но что скажут сестры Девеевского монастыря?» - такой вопрос прозвучал на презентации религиозного блокбастера.

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1276
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
809
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1544
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1494

Другие новости