Роковое восхождение. Кадр из фильма
Для режиссера Бальтасара Кормакура его новый фильм в каком-то смысле тоже Эверест – творческий. Несмотря на то что последние годы исландский кинематографист прочно обосновался в Голливуде и снял «Контрабанду» и «Два ствола» с Марком Уолбергом в главной роли, такого размаха (на этот раз действительно голливудского) не было ни в одной из предыдущих работ.
Речь и об изображении – в формате 3D, с невероятной операторской работой и натурными съемками, и об актерском составе. В главных ролях в «Эвересте» – Джош Бролин, Джейк Джилленнхол, Робин Райт, Кира Найтли, Сэм Уортингтон.
В основе фильма – реальные события, трагедия, случившаяся в 1996 году с двумя группами альпинистов. На вершину Эвереста отправились две коммерческие экспедиции: «Консультанты по приключениям» во главе с Робом Холлом (Джейсон Кларк) и «Горное безумие» под руководством Скотта Фишера (Джилленхол). В составе групп были как опытные и профессиональные альпинисты вроде россиянина Анатолия Букреева, так и любители с опытом восхождения, например журналист Джон Кракауэр, позднее, как и Букреев, написавший книгу о случившемся. Из-за роковой задержки на вершине и резкого ухудшения погоды спускаться альпинистам приходилось во время ледяного бурана – несколько человек, в том числе оба руководителя групп, погибли.
Описывая само восхождение, а также события ему предшествовавшие – здесь и тренировочные подъемы, и остановки в лагерях, и разговоры участников групп друг с другом, и договоренности руководителей, – Кормакур разбирается в причинах случившегося. Постепенно даже неподготовленному зрителю становится ясно, что дело в легкомыслии, соперничестве, гордыне – одним словом, пресловутом человеческом факторе. Не утихают споры о том, кто дойдет первым, чья группа станет победителем. «Здесь человек соревнуется не с человеком, а с горой», – говорит Анатолий Букреев, тем самым формулируя, наверное, основную идею фильма.
Кормакуру удается без потерь вписать в два часа экранного времени отдельные человеческие истории, создать многоуровневую, со множеством персонажей драму о покорении вершин – внутренних и настоящих. Так или иначе, он отводит каждому из актеров достаточно времени для раскрытия характера, заставляет каждого – словами или действиями – ответить на вопрос о том, зачем этим людям покорять Эверест. Оставляет место для подвига, жертвы и человечности. На самой высшей точке стремление заработать на туристах деньги или опередить конкурентов уступает место попытке помочь человеку исполнить его мечту. К счастью, далеко не каждым здесь движет тщеславие, к несчастью, одного этого недостаточно, чтобы выжить.
Одна из главных, наряду с основным конкурсом, венецианских программ – «Горизонты» – открылась фильмом Родриго Пла «Монстр с сотней голов». Мексиканский режиссер превратил социальную драму о борьбе маленького человека с неповоротливой системой почти в триллер – вот что значит наличие в кадре хотя бы одного пистолета. Муж главной героини умирает от рака. Женщина пытается облегчить его страдания, достать рецепты на новые лекарства, но упирается в бюрократическую кафкианскую машину, где врачи зависят от страховых компаний, а жизнь человека измеряется в бумажках – чтобы подписать каждую из них, приходится ходить от одной двери к другой. А если дело происходит в пятницу, то шансов нет вовсе. Впрочем, героиня идет более коротким путем, почти сразу извлекая из сумочки оружие – абсурдная, местами даже смешная история с испуганными голыми страховщиками в бане и шутками о том, что «в следующий раз будем грабить банк». И в то же время звучащая так остро, понятно и, самое главное, универсально. Кому, как не жителям России, знакома описанная в картине ситуация. Кто из нас не слышал как минимум одну историю о человеке, добровольно ушедшем из жизни, не дождавшись лекарств и не выдержав боли. Впрочем, не так уж и добровольно в этом случае. Даже отечественных фильмов на схожую тему за последнее время появилось сразу несколько: это в каком-то смысле и «Долгая счастливая жизнь» Бориса Хлебникова, и «Дурак» Юрия Быкова, и, конечно, «Левиафан» Андрея Звягинцева. С той лишь разницей, что герои российских фильмов в отличие от героини картины Пла в борьбе с системой так и не берут в руки ружье. Может, и зря. Не то чтобы результат был иным – ружье в «Монстре» стреляет, но почти «вхолостую» – но вот фильмы бы, кажется, от этого стали только лучше.
Венеция