На фото кадр из фильма "Portfolio ", реж. Никита Тамаров
В Калининграде завершился третий смотр короткометражного кино «Короче». Победителем этого года стал дебютант Никита Тамаров, чья комедия Portfolio была признана лучшим фильмом. Премьера этой короткометражки состоялась на «Кинотавре», где она получила приз гильдии киноведов и кинокритиков. В Калининграде режиссеру пришлось подниматься на сцену трижды: помимо Гран-при его лента завоевала специальные призы от Paramount Channel и Молодежного центра Союза кинематографистов России.
Главный герой Portfolio – гробовщик. После очередного удачно выполненного заказа он, напевая, грузит в катафалк покупки из супермаркета и собирается домой к жене и дочке. Раздается звонок, и невозмутимая начальница фирмы ритуальных услуг, для которой и выполнял работу герой, просит его выкопать уже похороненного человека и кое-что исправить – конечно, в рамках бюджета. Он же, в свою очередь, соглашается выполнять все более и более странные пожелания заказчиков и улучшать тем самым собственное портфолио.
Эта абсурдистская история, стилистически напоминающая британские черные комедии, – яркий и не единственный в рамках «Короче» пример жанрового кино. В коротком метре, в отличие от полного, российским режиссерам, как оказалось, лучше удается работать в этом направлении – в программе, к примеру, есть и хоррор про застрявших в зимнем лесу брата с сестрой и обитающее там неведомое чудовище («Угодье» Дмитрия Пищулина), и мокьюментари «Убить таракана», снятое петербургским математиком Иваном Ямщиковым по рассказу Михаила Успенского «Превращение-2». И конечно, комедии, которые побеждают если не количественно, то качественно – причем как игровые, так и анимационные. В номинации «Лучший мультфильм» приз достался Наталье Чернышевой и ее новой работе «Два друга». Нарисованной в узнаваемой (для тех, кто видел «Снежинку») авторской манере трагикомичной истории дружбы гусеницы и лягушки. Или же лучший иностранный короткометражный фильм – как ни странно, также анимационный – под названием Dji. Death Sails. Молдавский аниматор Дмитрий Волошин уже не в первый раз рассказывает о приключениях невезучей смерти, которой теперь приходится сражаться за душу упрямого и жадного моряка.
Также жюри наградило дипломами две совершенно неформатные и даже выходящие за рамки жанра, но все же несомненно комедийные работы. Первая – курсовая работа студента ВГИКа Михаила Солошенко под названием «На пороге Ильич», выполненная в технически сложной стоп-моушн-технологии со смешением анимации и игрового кино. Второй диплом с формулировкой «Вне конкуренции» также достался мультфильму – на этот раз придуманному и нарисованному мэтром российской анимации Иваном Максимовым. Его «Скамейки № 0458» – набор мини-зарисовок из жизни выдуманных обитателей парка, чей внешний вид и странные действия и создают комический эффект. Средства на создание «Скамеек» режиссер, к слову, собирал при помощи краудфандинга – и не он один. Оказалось, что создатели короткого метра активно и успешно пользуются этой пока еще не конца развитой в России системой сбора денег на тот или иной проект «всем миром» – будущие зрители становятся спонсорами и получают за это определенные бонусы, в том числе упоминание в титрах. Неудивительно, впрочем, что именно в коротком метре такой метод поиска бюджета оказался востребованным и приносящим результаты – в конце концов, и времени, и денег в отличие от полного метра требуется значительно меньше.
Благодаря краудфандингу появился и фильм-победитель Portfolio, и еще одна из лучших картин фестиваля «Короче» – комедия Алексея Нужного «Петух» о девушке, решившей, что душа ее умершего возлюбленного переселилась в петуха. В итоге именно сценарий, одним из соавторов которого является сценарист «Горько!» и «Легенды № 17» Николай Куликов, был признан на «Короче» лучшим. С коротким метром российским сценаристам, кажется, в целом работается легче: в основе большинства фильмов конкурсной программы калининградского фестиваля нетрудно разглядеть сильные и продуманные истории, рассчитанные при этом исключительно на короткометражный формат. Это и «Братишка» Галы Сухановой, и «Друг друга» Милы Фахурдиновой, и еще один мультфильм – «Мой дедушка был вишней» Ольги и Татьяны Полиектовых. И конечно, лучшая режиссерская работа фестиваля, фильм Руслана Бекшенова и Александра Амулина «Бахыт». Стильный и лаконичный пример короткометражного кино, вполне способного конкурировать с полным метром в любой из номинаций: от операторской работы до актерской, от саундтрека, который не только музыка, но и закадровый текст, до сценария – простой истории любви уборщика Бахыта к девушке со шваброй. Истории, которая благодаря цвету, свету, звуку и композиции достигает космического масштаба.
Калининград