Не взрыв, а сам фильм отбрасывает историю экранизаций комиксов на 10 лет назад. Кадр из фильма
Один из самых ожидаемых летних блокбастеров обернулся самым грандиозным провалом за всю историю фильмов по мотивам комиксов. Не успела «Фантастическая четверка» выйти в североамериканский прокат, как от нее отреклись и критики, своими рецензиями наградившие картину небывало низким рейтингом, и даже сам режиссер Джошуа Транк. За день до премьеры он заявил, что не имеет никакого отношения к той версии, которую увидят зрители, – якобы студия, недовольная результатом Транка, отстранила его от работы на стадии постпродакшна, а сам фильм был заново перемонтирован.
Новая экранизация «Фантастической четверки» – истории самой первой супергеройской команды Marvel – ко всему прочему не относится к одноименной киновселенной. Компания «20 Век Фокс» выкупила права у «Марвел», что теперь ставит под сомнение появление сиквела, – ситуацию может спасти разве что возвращение этих самых прав законным владельцам. Пока же новый фильм, как и его герои, никак не могут конкурировать с Железным Человеком, Тором и Капитаном Америкой – ни визуально, ни содержательно.
От вышеназванных завоевавших умы и сердца зрителей спасителей человечества – «Мстителей» команду «Фантастической четверки» отличает наличие ярко выраженных, классических сверхспособностей и при этом отсутствие каких-либо глубоких внутренних переживаний. Пятеро молодых людей оказываются в ненужном месте в ненужное время, а точнее, отправляются в другое измерение на не до конца протестированной машине для подобных перемещений. В результате взрыва каждый из них получает порцию облучения внеземной энергией, и на свет появляются умеющий растягивать свои конечности Мистер Фантастик (Майлз Теллер), исчезающая Женщина-Невидимка (Кейт Мара), горящий красным пламенем Человек-Факел (Майкл Б. Джордан), целиком состоящее из камней Существо (Джейми Белл) и суперзлодей с неограниченными способностями Доктор Дум (Тоби Кеббелл).
Эта история, которая выглядит максимум как завязка фильма, становится его сюжетом. Не остается времени ни на кое-как намеченные душевные терзания, ни на прочие драматические повороты, исключительно беглое знакомство с персонажами и одна невпечатляющая батальная сцена. За полтора часа экранного времени – непривычно скромный хронометраж для подобного жанра – фильм будто бы отбрасывает всю историю экранизаций комиксов на десяток лет назад. Ни глубины, ни сверхидеи, только максимально упрощенная, линейная композиция с беглой демонстрацией способностей и последующей стремительной схваткой со злодеем. Даже по поводу своего измененного состояния герои переживают постолько-поскольку: вместо зеленого Халка – существа тонкой душевной организации, страдающего от приступов неконтролируемой агрессии, тут коричневое Существо, неотесанное и недалекое, как камни, из которых он состоит. Остальные умеют летать – так себе достижение для супергероев.
Эту наивность, прямолинейность, в чем-то даже примитивность фильма немного оправдывает молодость героев. Юная в сравнении с коллегами-супергероями команда «Фантастической четверки» в каком-то смысле превращает картину в приквел вообще всех экранизаций комиксов, в этакое начало начал, историю становления самой вселенной и жанра. Возможно, персонажам в таком виде, в каком они предстают в фильме, действительно рановато задаваться вечными вопросами и мучиться от внутренних конфликтов – не доросли. А вот глуповато радоваться обретенной силе и с упоением проводить мозговой штурм на тему «Как же нам себя назвать?» – самое оно.