Фото с официального сайта
XXIII фестиваля российского кино "Окно в Европу" |
Правила выборгского смотра, как выяснилось, предоставляют судьям почти безграничную свободу - на фестивале нет отдельных актерских призов, наград за сценарий или, к примеру, операторскую работу, а регламент, очевидно, не запрещает выдавать главный приз не фильму в целом, а кому-то конкретному из его создателей. Воспользовались этой возможностью члены жюри 23-его "Окна в Европу", которые в этом году не смогли выбрать лучший фильм, но вовсе не выдавать награду (как поступила со своим призом Гильдия киноведов и кинокритиков) посчитали неверным.
В итоге раздали несколько персональных спецпризов: Розе Хайруллиной "за виртуозной владение жанром" в фильме Алены Званцовой "Норвег", Рустаму Ильясову за дебют с картиной "Вакантна жизнь шеф-повара" и Юсупу Разыкову за сценарий "Побега из Москвабада". А победителем стала актриса Ирина Купченко, сыгравшая главную роль в фильма Алексея Петрухина "Училка".
Претензий к работе Купченко действительно нет - хорошая актриса в предлагаемых обстоятельствах, а именно в слабом фильме. Ее героиня - немолодая учительница истории, доведенная до отчаяния учениками. Придя на очередной урок в невыносимый 11 класс, она вступает в открытое противостояние с начала с отдельными ребятами, а потом и со всеми разом, благо в руки ей попадает пистолет. Купченко - единственная, кто здесь выдерживает ритм и стиль психологического триллера, заложенные на уровне идеи и потерявшиеся на этапе сценария. Она же пытается хоть как-то связать распадающийся на отдельные элементы фильм: внутри кабинета истории ученики под дулом пистолета проходят ускоренный курс взросления, а, к примеру, в кабинете директора или во дворе школы в это время один за другим разыгрывают комические этюды приглашенные звезды Андрей Мерзликин, Алиса Гребенщикова, вновь Роза Хайруллина. У каждого здесь будто свое кино, только вот отношение к основному действию все это имеет мало.
Вручая Ирине Купченко награду, председатель жюри режиссер Светлана Проскурина отметила, что он не только "за безупречное мастерство, достоинство и честность, но и за чувство стыда". Загадочная формулировка, которая при ближайшем рассмотрении не только объясняет результаты фестиваля и решение жюри, но и отсылает к невероятно важному разговору его участников о состоянии российского кино.
Случился он во время открытого заседания жюри, на котором судьям всех четырех конкурсных программ предоставлялась возможность - не называя раньше времени победителей - рассказать о общих впечатлениях от увиденного. Стоит оговориться, что, безусловно, судить о состоянии современного отечественного кинематографа по программе фестиваля "Окно в Европу" нельзя - мало кто и что "доезжает" до Выборга после "Кинотавра", даже после ММКФ. Или же попадает во внеконкурсную программу показов, которая в таком случае только невыгодно оттеняет конкурс. Своего рода исключением стал "Брат Дэян" Бакура Бакурадзе, в Сочи представленный на спецпоказе, а в Выборге попавший с программу "Копродукция" - и закономерно завоевавший победу в ней. Исключение, подтверждающее правило.
Основной конкурс 23-его "Окна в Европу", с одной стороны, показался неровным - были и откровенно слабые картины, даже на уровне света и озвучания, не говоря уже о сценарии и актерской игре, и, неожиданно, удачные дебюты, вроде того же "Шеф-повара" Рустама Ильясова или "Клинча" Сергея Пускепалиса. И вместе с тем программа оказалась цельной - к сожалению в своем общем низком уровне представленных работ. Об этом и заговорили во время открытого заседания члены жюри: режиссер Наталья Кудряшова - о "максимальном упрощении сценариев и их тяготении к телевизионному формату", композитор Алексей Зубарев - об обилии на экране "многозначительных проходок, к которым композиторам нечего писать". Но зрители, в отличие от кинематографистов, кинокритиков и прочих профессионалов отчего-то принимали все эти картины на ура - еще один член жюри, режиссер Владимир Котт признался, что был поражен таким колоссальным несовпадением своего и зрительского восприятия. Так, к примеру, приз зрительских симпатий "Выборгский счет" в этом году достался все той же "Училке" - правда, в этом случае фильму в целом, а не Купченко в отдельности.
"Программа этого фестиваля говорит о том пространстве, в котором мы живем. Мы обожрались фальшивостью", - недоумение Котта лучше всего сумела объяснить председатель жюри Светлана Проскурина. Ее выступление на заседании жюри можно смело назвать сильнейшим и наиболее точным за последнее время высказыванием о современном отечественном кинематографе: "Чтобы сожрать у зрителя два часа времени, вы должны десять раз подумать. Герой два часа конструляется по экрану - у него депрессия. При этом режиссер - сам автор сценария, сам монтажер. Он не знает, что есть сценаристы, что есть художники, что музыку пишут композиторы, что монтаж делает монтажер, что есть другие профессии в кино. Почему вы забываете о величии замысла и о диалоге? Почему вы сами с собой разговариваете? Чудовищные монтажи, чудовищные сценарии, чудовищно работают актеры. Какой прокат? Это горячечный сон!". Этот монолог - остроумный, но предельно серьезный - к сожалению не был услышан теми, к кому был обращен. Режиссеры конкурсных фильмов встречу с жюри дружно проигнорировали. А те, кто пришел, на церемонии закрытия понимали, о чем говорит формулировка приза, врученного Купченко - "за чувство стыда". За, по мнению членов жюри, хорошую игру в дурном фильме, и понимание этого. Стыдно ли Ирине Купченко за фильм "Училка" на самом деле - неизвестно, но не отметить заслуженную актрису наградой было бы неловко. Тем более в ситуации, когда других претендентов попросту нет.