Колобок берет реванш. Кадр из фильма
«Пиксели» – фильм смешной, по-семейному добрый и даже оригинальный, хотя, казалось бы, жанр кино по мотивам видеоигр давно исчерпал себя. Как и жанр фильмов об инопланетном вторжении. Здесь, впрочем, Землю атакуют не совсем обычные существа – Нью-Йорк пожирает огромный Pac-Man, а вашингтонские здания разрушаются, как линии в гигантском тетрисе.
Все началось в далекие 80-е, когда люди отправили в космос очередное послание внеземным цивилизациям – запись с чемпионата мира по аркадным играм. И письмо нашло адресата. На пленке подростки невинно резались в змейку, но разумные обитатели другой галактики восприняли это как угрозу и спустя 30 лет объявили землянам войну, приняв обличие героев тех самых ретро-игр. Армия бессильна, так что судьба человечества оказывается в руках бойцов невидимого фронта – типичных ботаников, которые провели все детство у игровых автоматов.
Один из них (комик Кевин Джеймс) вырос и стал главой США, однако неудачником быть не перестал – рейтинг президента Купера ниже некуда. Его школьные приятели во взрослой жизни и вовсе не преуспели: герой Сэндлера, в 10 лет чуть не выигравший тот самый чемпионат по аркадам, в 30 с небольшим занимается установкой и починкой электроники. Второй, в далеком прошлом вундеркинд, который год подряд тщетно разоблачает теорию заговора, не выходя из комнаты (Джош Гад). Добавить к этому карлика-преступника Эдди (Питер Динклейдж) – и команда мечты готова. В итоге им достанутся не только лавры победителей, но и самые лучшие женщины: от красотки-полковника в исполнении Мишель Монахан до Серены Уилльямс и компьютерной воительницы в красном (Эшли Бенсон).
«Пиксели» существуют в парадигме типичного голливудского кино, лузеры становятся победителями, мир спасен, чудовища повержены, любовь торжествует, но все же приятно выделяются на фоне многих героическо-романтических блокбастеров. Утрированная банальность сюжета уравновешена не пошлыми шутками (что, опять же, весьма нетипично для фильмов с Сэндлером) и весьма эффектными батальными сценами. С небес сыпятся пиксельные монстры, огромная, похожая на китайского дракона, змейка воинственно скользит над парком, Pac-Man размером с дом мчится по улицам, как по игровому полю.
Создатели фильма (режиссер Крис Коламбус известен фильмами «Один дома» и «Гарри Поттер и философский камень») взывают к коллективной памяти целого поколения, и даже не одного: эти пришельцы для землян – персонажи культовые, их встречают с ностальгической теплотой и никак не ждут подвоха. Тем больнее аркадное предательство, тем слаще победа уже не на крошечном экране видеоавтомата, а на поле под названием Земля.
За ярким видеорядом нетрудно разглядеть и якобы более глубокие мысли авторов – на деле такие же плоские, как аркадные игры, но такие же трогательные. Pac-Man в прямом смысле встречается с создателем – изобретателем Тору Иватани (сам он жив-здоров, но в фильме его играет все же актер Деннис Акаяма) – и чуть не сжирает его, как и все на своем пути. Вот такое восстание машин и оборотная сторона технического прогресса. Финал еще более метафизический, с огромной пиксельной богоподобной гориллой Донки-Конгом из одноименной игры, победить которого можно, бросая в него молот. Им герой Сэндлера орудует не хуже Тора.