Кадр из фильма "Лузеры" с сайта 37-го ММКФ
ММКФ раздал призы - гран-при в этом году, вопреки всем ожиданиям критиков и журналистов, достался картине режиссера Ивайло Христова "Лузеры" о четверых школьниках из провинциального городка. Болгарское кино на фестивале в этом году в целом удостоилось отдельной программы, посвященной 100-летию его существования. Фильм Александра Миндадзе "Милый Ханс, дорогой Петр", которому прочили если не главную, то хотя бы одну из наград ММКФ, остался без призов.
Вручая главную награду, председатель жюри, режиссер Жан-Жак Анно отметил, что споров о том, кого награждать, не было и фильм "Лузеры" мог бы получить призы и за лучшие роли, и за режиссуру - в результате решили совместить все в одном, основном. Эти слова вполне справедливо могли бы относится к картине Миндадзе - фильму на голову превосходившем не только соперников по основному конкурсу, по традиции слабому, но и в целом выгодно выделялся в программе ММКФ. И это при том, что два других российских конкурсных фильма удостоились призов в различных номинациях: Елена Лядова была названа лучшей актрисой за роль в фильме "Орлеан" Андрея Прошкина, а картина "Арвентур" Ирины Евтеевой получила специальный приз жюри.
Лучшим актером на ММКФ назвали Еркебулана Дайырова , сыгравшего в одном из самых слабых фильмов конкурса - казахстанской социальной драме "Шлагбаум". Столь же необъясним и выбор лучшего режиссера - датчанки Фредерикке Аспек, снявшей мыльную мелодраму "Росита".
В перерывах между вручением призов ведущие то и дело вспоминали великих: Феллини, 95-летие которого отмечается в этом году, трагически погибшего 22 июня голливудского композитора Джеймса Хорнера, автора музыки к "Титанику", "Аватару" и фильму открытия ММКФ "Тотему волка" Анно, Сергея Эйзенштейна - снятый о нем великолепный фильм Питера Гринуэя "Эйзенштейн в Гуанохуато" показывали в этом году вне конкурса. Звучали цитаты Марлен Дитрих. На этом фоне распределение призов основного конкурса казалось насмешкой.
Программы короткого метра и документального кино оказались сильнее и интереснее, как и призы: "Земля картелей" американца Мэттью Хейнемана о борьбе с мексиканскими наркокартелями за лучшую документальную ленту и южнокорейская короткометражка "Метод ведения наблюдения снайпером" Кима Юнха о профессиональном киллере и его жертве на грани самоубийства.
Что касается призов общественных и культурных организаций, то российские кинокритики, к примеру, наградили тех же "Лузеров", вручили диплом иранскому "Морю и летающей рыбе" Мерхдада Гафарзаде и удостоили специального упоминания "Арвентур". ФИПРЕССИ наградили ливанскую "Дорогу" - еще одну темную лошадку конкурса, а организация NETPAC - российский "Арвентур" и японский "Будь паинькой". Сербский "Анклав" - один из лучших и самый зрительский фильм конкурса - получил, ожидаемо и заслуженно, приз зрительских симпатий.
Результаты ММКФ свидетельствуют скорее не о некомпетентности жюри, а об общей усталости от фестиваля, количество показов на котором из года в год не переходит в качество. А отсутствие среди призеров фильма Миндадзе можно списать на конфликт режиссера (в процессе съемок "Милого Ханса") с Минкультом. Самое печальное, что это может повлиять и на прокат фильма - одного из лучших в российском кино в этом году.