0
4999
Газета Кино Интернет-версия

22.06.2015 00:01:00

От "Любви" до "Шлагбаума" один шаг

Тэги: кинофестиваль, мккф, москва


кинофестиваль, мккф, москва Герой то и дело переносится из невеселой реальности в живописный мир... Кадр из фильма «Арвентур»

В борьбе за премьерные показы ММКФ традиционно проигрывает Каннам, Венеции, Берлину и даже «Кинотавру» (по части российского кино), а потому качество представленных на московский конкурс картин оставляет желать лучшего. В этом году на главный приз претендуют 12 фильмов из Сербии, Казахстана, Ирана, Ливана, Испании, Болгарии, Дании. 

Россию представляют три картины режиссеров Александра Миндадзе, Андрея Прошкина и Ирины Евтеевой. Ее «Арвентур» зрители увидели первым из трех отечественных конкурсных фильмов. 

Как и предыдущие работы петербургской художницы Евтеевой, «Арвентур» – кино анимационно-игровое и уже одной формой выделяется на фоне остальных фильмов основной программы. Каждый кадр, сыгранный актерами и снятый в декорациях или на натуре, потом вручную прорисован – получаются ожившие акварельные картины с плавными размытыми движениями-мазками. История о вымышленной стране, поделенная на две одновременно самостоятельные и связанные части – своего рода размышление о силе искусства, пусть не самое оригинальное. События первой части под названием «Фанданго» разворачиваются в заснеженном Петербурге в 1921 году, откуда герой – чувствительный и тонко чувствующий истинное искусство молодой человек – то и дело переносится в изображенный на картине несуществующий мир с цыганами, испанцами и теплым морем. Вторая часть – экранизация притчи о художнике, рисовавшем окружащий мир прекраснее, чем он есть на самом деле, и императоре, принимавшем эти картины за истинное изображение реальности и жестоко разочаровавшемся, увидев, как несовершенна она на самом деле.

Техника, в которой работает Ирина Евтеева, вписывается в выбранную тему – ее рисунки приукрашивают действительность и в каком-то смысле обманывают зрителя. Но подобные эксперименты, редкие для российского кино, определенно заслуживают внимания. 

Датская «Росита» Фредерикке Аспек – мелодрама о любовном треугольнике с участием отца и сына из рыбацкой деревушки и филиппинской девушки. Оказывается, одинокие датские рыбаки  «выписывают» себе жен из бедных экзотических стран, так что все население городка состоит из  условных Йоханнесов и Росит. Занятный социальный феномен, обыгранный слабо и скучно.

Казахстанский режиссер Жасулан Пошанов, автор конкурсного «Шлагбаума», напротив, попытался сделать акцент на социальной теме –  классовом неравенстве. Его герои – работник парковки и сын нефтяника. Между ними – шлагбаум, как символ границы между двумя мирами, которые трагически сталкиваются каждое утро, когда уставший бедняк засыпает на посту и не успевает вовремя нажать кнопку, чтобы дать дорогу богачу. Авторы, люди явно насмотренные (и фильмов с Джеки Чаном и разного независимого кино) и начитанные (ружье на стене обязательно выстрелит) попытались снять европейскую драму. Герой в этом случае обязан хоть раз пройтись под дождем под тревожную закадровую музыку, а драться казахам лучше всего в узком коридоре под красными лампами – так учит в  своих фильмах Николас Виндинг Рефн.

Приятно удивил сербский режиссер Горан Радованович с «Анклавом». Не содержанием – здесь вновь довольно распространенный сюжет о нескончаемом противостоянии народов бывшей Югославии, – а скорее динамичностью действия. Режиссеру удается уложить в полтора часа экранного времени все возможные линии и мотивы: чувство гордости одних и чувство вины других, разность поколений переживших войну и родившихся позднее, конфликт двух религий на крошечном клочке общей для нескольких народов земли. Есть и солдаты-миротворцы на БТР, как символ все еще немирного времени, и эпизод с албанской свадьбой, снятый почти в духе фильмов Эмира Кустурицы. В итоге «Анклав» – кино на удивление зрительское, благодаря именно этой перенасыщенности и тому, что на сложную тему режиссер говорит доступно, рассуждая на примере одной семьи о судьбе и трагедии народов.

По-настоящему достойное внимания кино стоит искать, конечно, во внеконкурсных программах ММКФ, которых в этом году почти два десятка. Например, «Реальность» Квентина Дюпье (он же небезызвестный dj Mr.Oizo) – по-линчевски мудреная картина о нескончаемом ночном кошмаре, внутренней экземе, муках творчества и о том, что все на свете – не то, чем кажется. 

В первые дни фестиваля можно было увидеть и новый фильм Ларри Кларка (автора «Деток» и «Кен Парка») «Наш запах» – про парижских скейтеров, зарабатывающих на жизнь сексом с пожилыми людьми. Чрезмерно натуралистичный видеоряд, впрочем вполне ожидаемый в случае с Кларком, служит фоном для истории о взрослении и первой любви – как и полагается, с трагическим исходом. Физиологичность у Ларри Кларка кажется провокацией, но на деле выглядит – благодаря удивительному режиссерскому чувству кадра и ритма – гораздо более уместно, чем в случае с «Любовью» Гаспара Ноэ, также показанной в рамках ММКФ. Премьера этого фильма состоялась на Каннском фестивале, где картина не получила, кажется, ни одного положительного отзыва. Красивые люди красиво занимаются сексом в 3D, попутно пытаясь разобраться в чувствах друг к другу. История стара как мир (древнее разве что классовый конфликт из фильма «Шлагбаум»): любил одну, женился на другой, потому что она забеременела, теперь страдает, слушая плач ребенка и вспоминая ту самую роковую брюнетку и проведенное с ней время.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Курс рубля вернулся в март 2022 года

Курс рубля вернулся в март 2022 года

Анастасия Башкатова

Попытки воздействовать на нацвалюту ключевой ставкой могут ни к чему не привести

0
1490
"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

Владимир Мухин

Киев и НАТО готовятся к новому витку эскалации конфликта с Россией

0
1597
США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

  

0
722
Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Екатерина Трифонова

Отказать в возбуждении уголовного дела много раз по одному поводу теоретически нельзя

0
1056

Другие новости