Уличный художник (Евгений Цыганов) пытается разобраться в себе, пока пишет на стенах портреты женщин. Кадр из фильма «Про любовь»
В последний день «Кинотавра» зрители смогли увидеть еще два конкурсных фильма: комедии братьев Чижиковых «Парень с нашего кладбища» и Анны Меликян «Про любовь». Также, уже в рамках программы спецпоказа, состоялась одна из самых ожидаемых премьер фестиваля – в Сочи показали новую картину режиссера «Бумера» и «Высоцкого» Петра Буслова под названием «Родина».
Герои этого двухчасового фильма – русские на Гоа, этакое особое явление, отдельная каста. Некоторые к началу фильма живут в Индии уже не первый год, остальные только прибывают в этот райский уголок свободы. Как девушка Ева (Любовь Аксенова), которую богатый и властный отец (Андрей Смоляков) за непослушание высаживает посреди ночи из частного самолета на пустынный пляж. Придя в себя, он бросается на ее поиски, чтобы самому затеряться на шумных улицах. Тут же бродят сибиряк Макар (Петр Федоров) в поисках просветления, Кристина (Екатерина Волкова), которую в разгар отпуска бросил муж, пара гопников-курортников Димон и Леня (Владимир Сычев и Максим Лагашкин), почти аборигены вроде преподавателя йоги Тимура (Сергей Бадюк) и торговец наркотиками по кличке Космос (Павел Лычников). У каждого своя история, а пересекаются они скорее по касательной: так или иначе на Гоа все знакомы друг с другом, каждый второй говорит по-русски, и судьба всех ждет примерно одинаковая, с каким бы «багажом» ни прибыли в Индию герои «Родины».
Двухчасовой фильм Буслова сперва выглядит простой линейной историей о свободе внутренней, которую не обрести переменой мест обитания. По большому счету об этом режиссер и говорит, но также путано и затянуто, как и о том, что любовь и ненависть (к родине и соотечественникам) идут рука об руку. Одни остаются, другие улетают, все как один не по своей воле, а по решению полиции и с криком «Я не хочу обратно». Обрести относительное счастье можно, только сойдя с ума, что нетрудно, если правильно подобрать запрещенные препараты. Ну или быть мудрым индусом-полицейским, цитирующим Ганди. Кажется, сам Буслов время от времени забывает, что хотел сказать, и, дабы исправиться и придать картине социальной остроты и злободневности, заставляет всех по очереди выкрикивать с экрана банальные речовки в духе «Русские одну страну уже загадили, теперь за другую взялись!». Ближе к финалу история ко всему прочему превращается в совершенно болливудскую, где «мы с тобой одной крови», разлученные волей случая. История растягивается и разваливается на множество ложных финалов, потому как одного главного героя для сопереживания и одной основной линии как не было, так и нет. Жизнь на Гоа, о которой сам Буслов знает не понаслышке, предстает праздным шатанием в состоянии измененного сознания в перерывах между занятием йогой и пляжной вечеринкой. Может, так оно и есть, что вовсе не повод снимать об этом кино, разве что документальное.
Вряд ли «Родина» будет иметь большой успех у зрителей, а вот «Парень с нашего кладбища», наоборот, кино совсем не фестивальное, а предназначенное для широкого проката. Фантастическая, но простая история-анекдот про Колю (Александр Паль), который приезжает в Москву на заработки и устраивается работать сторожем на кладбище. Само собой, вокруг творится разного рода чертовщина – от шорохов по ночам до появления бандитов-близнецов в исполнении Игоря Жижикина. Генерирует гэги в основном Паль, чей природный комедийный талант теперь уже точно не вызывает сомнения: шутят в фильме, впрочем, весьма сдержанно, зато и для взрослых, и для детей.
Еще один потенциальный прокатный хит – новый фильм Анны Меликян «Про любовь», закрывавший конкурсную программу. Автор «Русалки» и «Звезды» (приз за режиссуру «Кинотавра-2014») сняла, пожалуй, свою лучшую на данный момент работу: с узнаваемым почерком, но более четкой и выверенной структурой повествования, по-хорошему мелодраматичную, но в отличие от предыдущих картин Меликян комедийную.
Фильм состоит из нескольких новелл, объединенных сквозной линией с участием Ренаты Литвиновой – психолога, читающего лекцию про любовь. Среди слушателей оказывается, к примеру, героиня Равшаны Курковой – красавица милиционер без личной жизни. Однажды в ее отделение попадает целая группа наряженных в героев мультфильмов молодых людей, некоторые из которых никогда не видели друг друга без грима (Мария Шалаева в роли аниме-девушки). Заглядывает к Литвиновой и приехавшая в Москву в поисках русского мужа японка. Юлия Снигирь и Владимир Машков тем временем разыгрывают классический сюжет с участием босса и секретарши, уличный художник в исполнении Евгения Цыганова (все с тем же тяжелым взглядом, но на этот раз еще и с текстом) борется за красоту города, выступает за снос памятника Петру I, украшает стены портретами женщин, а сам разрывается между двумя (Александра Бортич и Мария Данилюк).
«Про любовь» выглядит одновременно самым простым и самым зрелым фильмом Меликян, которая формально хоть и нагружает видеоряд всплывающими на экране смс-сообщениями, картинками из «Инстаграма», попсовыми песнями и цветными париками, но не меньше внимания уделяет сюжету и характерам. Так сборник, по сути, самостоятельных историй из жизни горожан превращается в цельную историю о том, что все, что нам нужно, это любовь.
Сочи