Кадр из нового фильма Ивана Вырыпаева "Спасение". Фото с официального сайта фестиваля "Кинотавр"
Программу "Кинотавра", как и любого другого фестиваля российского кино, нельзя назвать ровной - сильные и зрелые работы соседствуют с дебютами или попросту неудачными картинами. Впрочем, угадать реакцию зрителей, а тем более жюри - задача не из простых. К примеру, Алексей Гуськов, снявшийся в картине Виктора Демента "Находка", больше похожей на телесериал, является здесь одним из главных претендентов на звание лучшего актера.
Конкуренцию Гуськову может составить разве что Александр Яценко с фильмом "Инсайт" - лентой, запоминающейся не только благодаря исполнителю главной роли. В случае с дебютантом Дементом и его "Находкой" все совсем наоборот. Гуськов здесь играет инспектора рыбнадзора, живущего в тайге на берегу очередного холодного водоема (в последнее время излюбленного пейзажа российских кинематографистов). Он почти не разговаривает с женой, за что-то смертельно обижен на дочь, а всю злость вымещает на браконьерах. Однажды, получив в отместку за опрокинутый котелок с ухой веслом по голове, мужчина оказывается без лодки посреди заснеженного леса, откуда теперь должен выбираться пешком, да еще и не один. В сторожке его ожидает сюрприз в виде брошенного младенца, которого Гуськов теперь несет по сугробам к дому. Сначала кажется, что именно этому безмолвному и полному трудностей путешествию и будет посвящен фильм, однако история с участием ребенка заканчивается задолго до финала - и начинается будто совсем другой фильм. Или же второй эпизод телевизионного сериала, в котором суровый персонаж Гуськова вместо того, чтобы молча морщить лоб и неразборчиво жаловаться себе под нос на беззаконие, разворачивает шумную и активную операцию по поиску нерадивой матери. Зачем автору понадобилась такая длинная, сбивающая с толку завязка, снятая то из сугроба, то с вертолета, остается загадкой, так как в итоге фильм оказывается довольно простой историей о христианском всепрощении.
Библейские и в целом религиозные сюжеты и мотивы в этом году на "Кинотавре" в почете. Взять хотя бы "Гостя" Дениса Родимина: сценарист фильмов "Духless" и "Бумер" дебютирует в качестве режиссера большого кино с фильмом о втором пришествии Христа на территорию средней полосы России. Яркий пример того, как даже наличие за кадром не самых бездарных людей - и того же Родимина, и блестящего оператора Олега Лукичева, и продюсера Сабины Еремеевой - может привести к полному провалу. Пара ученых (актеры Екатерина Стеблина и Арнас Федаравичус) бродят по лесу, куда недавно упал то ли метеорит, то ли что-то еще. Этим чем-то, как скоро понимают герои, стал сам Спаситель, которого теперь нужно найти и отправить в Москву на опыты. Тут есть и вода, превращенная в вино, и воскрешение мертвых, и все остальное по списку - кроме здравого смысла. Создатели, впрочем, к своему фильму, вызывавшему истерический смех некоторых зрителей, относятся серьезно - дескать, молодежь нынче не читает Библию и говорить о ней нужно на понятном языке. И тут же, противореча собственной установке, обозначают жанр своего фильма загадочным словом "экотриллер", а на деле и вовсе погружают публику в пучину научно-фантастического фарса по мотивам Евангелия.
Новый фильм Ивана Вырыпаева "Спасение", стилистически мало чем отличающийся от предыдущих работ автора ("Эйфория" и "Кислород"), рассказывает историю молодой польской монахини Анны (Полина Гришина). Ей предстоит служить в новом приходе своей церкви, расположенном высоко в Гималаях на территории Тибета. Прибыв на место назначения, девушка сначала пытается вылечить горную болезнь молитвой и аспирином, а потом отправляется исследовать окрестности, разглядывать местных монахов и статуэтки Будды и вести околофилософские беседы со всеми встречными. Одна из них с участием актрисы Каролины Грушки с дредами и в тюрбане длится добрых 15 минут и сводится к пространной мысли о том, что путь к спасению - в избавлении от внутреннего пылесоса, собирающего грехи. "Ты не пылесос!", - почти кричит в сотый раз с экрана Грушка, после чего запутавшаяся и уставшая не меньше, чем зрители монахиня Анна закрывает лицо руками и идет дальше своей дорогой. К финалу она, само собой, придет к церкви, богу, спасению, а зрители выслушают еще немало "мастерски" написанных драматургом Вырыпаевым диалогов в духе "буддизм для чайников". Выслушают в самом прямом смысле - все герои этого англоязычного фильма говорят закадровым голосом самого режиссера. Кто слышал, тот поймет.