Звезда молодежного телесериала Илья Коробко в необычном амплуа. Кадр из фильма
Премьера еще одного нового военного фильма, снятого к 70-летию Победы, состоялась в рамках кинофестиваля дебютов в Омске. Для Кирилла Белевича, одного из соавторов сценария картины «Мы из будущего» и режиссера нескольких телефильмов, «Единичка» действительно первая полнометражная лента. В основе сценария – малоизвестная повесть писателя-фронтовика Александра Николаева.
Действие происходит в августе 44-го года на территории Польши. На опушке леса расположилась артиллерийская батарея с позывным «Единичка» – опытные бойцы встречают пополнение, молодых солдат и нового командира Егорова (Илья Коробко). Вместе им предстоит обеспечить сохранность стратегически важного моста и безопасность дороги на Варшаву, по которой через несколько дней пройдут части Советской армии. Осматривая окрестности в поисках удобных точек для расположения боевых орудий и смотровых постов, Егоров обнаруживает заброшенный католический монастырь, а в нем затаившихся немецких диверсантов и совсем уж неожиданных обитателей – польскую монахиню Еву (Анна Прус) и глухонемых сирот. Отстрелявшись от врагов и тем самым защитив от верной смерти детей и их воспитательницу, лейтенант невольно берет их под опеку. Еще не подозревая, что в лесу к внезапному нападению готовятся немцы, а под тем самым мостом закладывают взрывчатку польские партизаны-антикоммунисты.
Все сюжетные линии развиваются параллельно и лишь в финале окончательно сходятся в одной точке. К этой развязке действие несется так стремительно и оказывается столь насыщенным событиями, что порой происходящее на экране выглядит даже абсурдно: мелкие и крупные драматические повороты история делает раз в 5–10 мин., и это не считая взрывов, выстрелов и горящих танков. На то, чтобы разрешить все заявленные конфликты и даже детально прописать характеры, времени почти не остается, и в этом главный недостаток «Единички». Без должного внимания остаются любовный треугольник с участием Егорова, Евы и молодой связистки Нади (Арина Борисова), конфликт юного, но уже командира Егорова с подопечными «стариками» в лице замполита Финогенова в исполнении Андрея Мерзликина и даже история с польскими партизанами, которым в какой-то момент придется выбирать одну из двух сторон – третьей не дано.
И тем не менее выглядит «Единичка» более правдоподобной и живой, чем недавние блокбастеры вроде новой экранизации «А зори здесь тихие...» или «Битвы за Севастополь». Белевич в отличие от коллег сделал ставку не на искусственную, нарисованную красоту видеоряда, а на достоверность. И речь не только и не столько о том, что в кадре появляется настоящая военная техника, глухонемых сирот играют глухонемые дети, а немцев – немцы. Дело, к примеру, в грамотном подборе актера на главную роль: Илье Коробко, звезде телесериала «Молодежка», блестяще удался образ юного лейтенанта, отправившегося на войну со школьной скамьи. В глазах все еще детский испуг, а вот в голосе металлические нотки – командир. Именно такие, как Егоров, которого автор повести Александр Николаев, конечно, писал с себя, после войны создали лучшие образцы фронтовой прозы и сняли лучшие фильмы о войне.
Нынешним режиссерам тягаться с предшественниками бессмысленно: там были сплошь очевидцы, а потому невозможно не верить их словам и кадрам. «Единичка», впрочем, в отличие от упомянутых выше образцов того же жанра вряд ли претендует на попадание в один ряд с классикой. Кирилл Белевич как человек телевизионный идет по пути простого зрительского кино, где экшн-сцены перемежаются сентиментальными разговорами. И, возможно, «Единичка» и смотрелась бы органичнее в формате телефильма.