Триумфатор Канн Жак Одиар. Фото Reuters
Объявлены лауреаты Каннского фестиваля – в этом году лидирует французский кинематограф: решением жюри во главе с братьями Коэн главный приз достался фильму «Дипан» Жака Одиара, лучшим актером стал Венсан Линдон за работу в фильме «Закон рынка» Стефана Бризе, а лучшей актрисой – Эмманюэль Берко за роль в картине «Мой король».
В этом году фестиваль оказался все же не совсем тем, каким силился себя представить, когда в апреле обнародовал конкурсную программу. Тогда казалось, что долгожданные перемены на подходе. Подумалось, что если уж что-то менять, то, конечно, надо начинать с самих себя, то есть с французов. Так из списка завсегдатаев конкурса вылетел любимчик французских критиков Арно Деплешан, в итоге очутившийся в параллельной программе фестиваля «Двухнедельник режиссеров». Сами же официальные Канны, пролив очередную крокодиловую слезу по поводу женской доли в режиссуре, с превеликим удовольствием поддержали двух женщин-режиссеров: Валери Донзелли с притчей о любви брата и сестры «Маргарита и Жюльен» и Майвенн, снявшей истеричную любовную мелодраму «Мой король».
Канны подставили плечо Жерару Депардье, заблудившемуся между тремя отчизнами – Францией, Россией и Бельгией. На пару с Изабель Юппер он проникновенно сыграл в мистической драме Гийома Никлу «Долина любви». Отборщики припасли две ударные картины, пропитанные токами времени и проблемами сегодняшнего дня. Безработица вышла на первый план у каннского новичка Стефана Бризе, а беженцы, стремящиеся к спокойным европейским берегам, стали героями фильма-победителя «Дипан».
До трех фильмов в конкурсе уменьшилось в этом году традиционно большое американское присутствие в каннском конкурсе. Провальной оказалась картина Гаса Ван Сента «Море деревьев» про самоубийцу (Мэттью МакКонахи), который отправился сводить счеты с жизнью в японский «лес самоубийц». Честь Голливуда удалось спасти Тоду Хейнсу в «Кэрол», его цельной и тонкой адаптацией романа Патриции Хайсмит «Цена соли» (автора похождений блистательного мистера Рипли). Американское кино с мускулами и повышенным адреналином в крови неожиданно на высокую отметку поднял канадец Дени Вильнёв в фильме «Наемник» с харизматичным Бенисио Дель Торо в роли загадочного советника ЦРУ по борьбе с наркокартелями.
Во всем этом традиционном раскладе континентов не хватало Азии и Латинской Америки плюс какого-нибудь неожиданного пришельца. Сказано – сделано! Таиландец Апитчатпон Виресетакул, обладатель Пальмы за «Дядюшку Бунми...», был выведен организаторами (к полному недоумению профессионалов!) и ничего не получил от тамошнего жюри во главе с Изабеллой Росселини. Туда же ушел фильм «Ан» работающей не покладая рук Наоми Кавасе.
Беговая дорожка основного конкурса зачищена – можно запускать новых скакунов. Японец Хирокадзу Корээда как раз снял очередной фильм про семью: «Дневник Умимати» – нежный, глубокий и трогательный до слез. Вернулся в строй тайванец Хоу Сяосянь с фильмом «Убийца» о средневековых боевых искусствах: главная героиня полюбит человека, которого ей было приказано убрать. У организаторов появилась прекрасная возможность примирить хотя бы в конкурсе островной и континентальный Китай: у Цзя Чжанке как раз готов новый фильм «Горы расступаются» про эволюцию китайского общества с 1999 по 2025 год. Это история отношений красавицы из провинции и двух ее поклонников, но одновременно и притча про современный Китай, погоню за золотым тельцом. Героиня выбирает успешного жениха, он станет рейдером на бирже, и сына они назовут Долларом.
Темной лошадкой этого года стал 38-летний венгр Ласло Немец, с первой попытки попавший в главный конкурс планеты. Более пяти лет он готовился к съемкам своего первого фильма «Сын Саула»: взгляд глазами члена зондеркоманды на рабочие будни концлагеря Освенцим.
Не остались за кадром и эстетические поиски. Фестиваль возвестил о возвращении к кадру в 1:1,33, то есть квадратному экрану немого кино. Наиболее ярко этот формат использует венгр Ласло Немец: такой кадраж позволяет автору и его оператору неотступно следить за героем – камера практически ни на секунду не отпускает его первые 45 минут фильма! Мы видим, как герой ни на секунду не опускает взгляд. Он ни о чем не думает. Чтобы иметь силы жить дальше.
Канны