Фото Reuters
Несмотря на предсказания критиков, главный приз 68-ого Каннского кинофестиваля достался фильму «Дипан» (Dheepan) французского режиссера Жака Одиара. Эта каннская награда стала для него третьей: в 1996 году картина «Никому неизвестный герой» получила здесь приз за лучший сценарий, а в 2009 «Пророк» был удостоен Гран-при.
«Дипан» - история тамильского борца за свободу, который переезжает из родной Шри-Ланки в Париж, в поисках мира и покоя. Оказывается, что в пригородах европейской столицы ситуация немногим лучше, чем дома. Так герою Дипан приходится вновь взяться за оружие и сражаться с французской организованной преступностью. Заявленная как драма, картина, по мнению критиков, заканчивается неуместным хэппи-эндом, что роднит новый фильм Одиар с его предыдущей, неудачной и обойденной призами Канна в 2012 году лентой «Ржавчина и кость» - той самой, в которой героине Марион Котийар откусывает ноги косатка.
По ходу фестиваля «Дипан» не был фаворитом, и надежды на то, что ему не достануться главные призы возлагали еще и на жюри. В этом году в Канне председательствовали братья Коэн, от которых ожидали смелых и неожиданных решений. Вместо этого на сцену за своими наградами один за одним поднимались французские кинематографисты. Лучшим актером стал Венсан Линдон за работу в фильме «Закон рынка (La loi du marché) Стефана Бризе. Лучшей актрисой – его соотечественница Эмманюэль Берко за роль женщины, переосмысляющей свою жизнь во время долгой реабилитации после падения с лыж, в картине «Мой король» (Mon roi) режиссера Майвенн. Обоим фильмам эксперты не прочили победы, в отличие от, к примеру, «Кэрол» (Carol) американца Тодда Хэйнса о Нью-Йорке 50-х годов и об отношениях одинокой богатой дамы (Кейт Бланшетт) и молоденькой продавщицы (Руни Мара). Совсем без призов «Кэрол», впрочем, не осталась – американка Руни Мара поделила актерскую награду с француженкой Берко.
Приз за лучший сценарий жюри присудило «Хронику» (Chronic) мексиканца Мишеля Франко. Эта картина примечательна тем, что главную роль – мужчины-сиделки, который ухаживает за умирающими пациентами, – исполнил Тим Рот, а также спорной темой эвтаназии, которую поднимает в своем фильме Франко.
Приз жюри в этом году достался картине греческого режиссер Йоргоса Лантомоса «Лобстер» (Lobster), которую критики успели назвать одним из лучших и самых интересных фильмов конкурсной программы. Эта антиутопия рассказывает о недалеком будущем, где люди обязаны найти себе постоянно партнера. Одиночек же превращают в животных, обитающих в лесу, где на них еще и охотятся. В лобстера, который и дал название фильму, мечтает превратиться главный герой в исполнении Колина Фаррелла. Компанию ему на экране составляют Рейчел Вайс, Бен Уишоу и Леа Сейду. Лантимос – один из главных представителей так называемой «новой волны греческого кино», чей фильм «Клык» в 2009 году победил в каннской программе «Особый взгляд» и был номинирован на «Оскар», а следующая работа «Альпы» в 2011 году претендовала на «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля.
Еще один ожидаемый, судя по отзывам экспертов, призер Канн-2015, признанный в итоге лучшим режиссером, – китаец Хоу Сяосань, автор фильма «Убийца» (Nie yinniang). На создание картины ушло целых шесть лет, ее действие разворачивается в Китае IX века. Главная героиня, чью роль исполнила акриса Шу Ци, - наследница знатного и богатого рода, которую превращают в профессиональную убийцу, дабы она смогла защищать интересы госудраства, стоящего на пороге гражданской войны. Но ее первой целью становится бывший жених, что неизбежно ведет к конфликту долга и чувства.
Гран-при 68-ого Каннского фестиваля получил дебютант – венгерский режиссер Ласло Немеш, бывший ассистент классика Белы Тарра, с фильмом «Сын Саула» (Saul fia). Действие фильма разворачивается во время Второй мировой войны, а его главный герой Саул споровождает узников концлагеря в газовые камеры. Одному из пленников удается выжить, и в нем Саул – за несколько минут до неминуемой смерти подростка от руки охранника – узнает своего сына. Днем ранее картина Немеша получила Приз Международной федерации кинокритиков FIPRESCI.
Ласло Немеш был единственным дебютантом в основном конкурсе Канн, однако, естественно, не на фестивале в целом. Так «Золотую камеру» за лучший первый фильм получил в этом году колумбийский режиссер Сезар Аугусто Асеведо с фильмом «Земля и тень» (La tierra y la sombra). «Малая Золотая пальмовая ветвь» за лучшую короткометражку досталась ливанскому режиссеру Эли Дагеру и его анимационной ленте "Волны-98" (Waves ‘98).
За день до вручения основных призов стали также известны победители второй по важности программы Каннского кинофестиваля – «Особый взгляд». Главную награду получил фильм исландского режиссера Гримура Хаконарсона «Овцы». Приз жюри достался хорвату Далибору Матаничу с фильмом «Солнце в зените», награду как лучший режиссер завоевал японец Киеси Куросава с картиной «Путешествие к берегу», а призом «Особый талант» был награжден румын Корнелий Порумбой и его картина «Сокровище». Экуменистическое жюри отметило работу итальянца Нанни Моретти «Моя мать» c Джоном Туртурро в главной роли.
Что касается российских кинематографистов, то они в этом году принимали участие только в конкурсе студенческого кино Cinefondation. Выпускница Высших курсов режиссеров и сценаристов Мария Гуськова завоевала в итоге третье место и премию в 7,5 тысяч евро за свою картину «Возвращение Эркина» - о жители киргизской деревни, вернувшемся домой после отбывания тюремного срока за убийство.