Героиня Шарлиз Терон бритая налысо и с одной рукой. Кадр из фильма
Ровно 30 лет прошло с премьеры заключительной части трилогии австралийского режиссера Джорджа Миллера о гонщике-одиночке в постапокалиптическом мире – и вот режиссер возобновляет франшизу. Несмотря на то что в перерыве между съемками «Максов» Миллер прославился фильмом про поросенка («Бейб: Поросенок в городе») и мультфильмом про пингвинов («Делай ноги»), былых экшен-навыков режиссер не растерял, а ко всему прочему продемонстрировал знание последних тенденций мирового кино. В российский прокат фильм выходит завтра, в этот же день его увидят зрители Каннского фестиваля.
«Безумный Макс: Дорога ярости» – ненавязчивый и не раздражающий, но все же еще один феминистский манифест, где первую скрипку играет вовсе не пришедший на смену Мелу Гибсону из первой трилогии Том Харди, а Шарлиз Терон – бритая налысо и однорукая.
По задумке действие «Дороги ярости» разворачивается между событиями первого и второго «Безумного Макса», вышедших в 1979 и 1981 годах соответственно. Оставивший службу в полиции и переживший убийство жены и дочери герой в одиночку бороздит бескрайние песчаные просторы – все, что осталось от некогда зеленой и плодородной планеты. Макса мучают воспоминания, на экране мелькают флешбэки с искаженным лицом маленькой девочки. За кадром голос Харди комментирует ситуацию: «Мой мир состоит из огня и крови. Я не знаю, кто безумнее – я или все остальные». Остальные – белесые байкеры на утыканных шипами машинах – появляются из песка и в ходе непродолжительной, первой из многих, погонь отлавливают Макса и запирают в темницу в Цитадели. Здесь, как и во всем остальном высохшем мире, правит Несмертный Джо (Хью Кияс-Берн), завладевший главными богатствами – водой, материнским молоком, кровью универсальных доноров вроде Макса и красавицами-наложницами для продолжения королевского рода.
Спустя считаные минуты после начала фильма колонна причудливых машин отправляется в путь, чтобы не останавливаться до самого конца. Впереди – взбунтовавшаяся военачальница Фуриоса (Шарлиз Терон), сбежавшая на фуре с топливом от тирании Несмертного Джо и прихватившая с собой его жаждущих свободы пленниц. За ней – целая армия искалеченных, искореженных, отравленных ядовитым воздухом существ, чей внешний вид в своей причудливости не уступает их транспортным средствам. В центре – до поры до времени пленный Безумный Макс, одиночка, вынужденный выбрать сторону справедливости, защитить униженных и оскорбленных женщин, с которыми у него общий враг. Женщины здесь, как выясняется, вовсе не слабый пол – даже с одной рукой героиня Терон лихо расправляется с преследователями, а ее спутницы в развевающихся белых одеждах довольно быстро учатся стоять за себя.
И все это на ходу: машины в «Безумном Максе» почти не делают остановок, прорываясь на огромной скорости сквозь песчаные бури, рассекая дюны и барханы. Созданный Миллером еще в начале 80-х образ постапокалиптического мира не утратил актуальности – топливный кризис и истощение природных ресурсов не перестали быть проблемой за прошедшие годы. Также и лаконичный видеоряд по-прежнему как нельзя лучше подходит для подобного экшена – песок благодаря технологии IMAX и 3D очкам летит в лица не только героям, но и зрителям.
На скорости, с которой «несется» этот фильм, взгляд с трудом успевает схватиться за что-то конкретное – впрочем, некоторые детали все же остаются в памяти. Например, настоящий военный оркестр, а точнее поддерживающая боевой дух панк-группа на капоте гигантской машины (по сути – барабанной установки на колесах). Весь саундтрек фильма, наполненный гитарными запилами, неотличимыми от скрежета металла и рева двигателей, словно сыгран именно этим вымышленным коллективом. Камера рывками наезжает на лица водителей сквозь лобовое стекло – эти крупные планы будто взяты из тех первых «Максов» и из прочих боевиков 80-х и добавляют едва уловимого ретро-флера этому современному и высокотехнологичному фильму.
Сравнения с недавним «Форсажем 7», где большую часть экранного времени также занимают гонки, неизбежны, но бессмысленны – до выстраиваемой годами тонкой внутренней драматургии «Форсажа» фильму Миллера далеко. Что совсем не портит впечатления: незачем думать о «Безумном Максе» как о чем-то большем, чем чистое, незамутненное глубинными смыслами, визуальное удовольствие. Немногочисленные диалоги, занимающие от силы 5% экранного времени, даже мешают картине – действие тут же провисает, тем более что такими бессмысленными репликами не может похвастаться даже «Форсаж». «Дорога ярости», пожалуй, могла бы и вовсе обойтись без разговоров. Достаточно многозначительных взглядов и горящих глаз, которыми смотрит в зеркало заднего вида Фуриоса Шарлиз Терон. Или нечленораздельного мычания и жестов, которыми предпочитает общаться с остальными героями Макс Тома Харди.
Новый «Безумный Макс» нельзя назвать прорывом в жанре, но он, безусловно, является важной вехой. На последних минутах этой нескончаемой погони темп фильма становится таким бешеным, что понять, кто выжил, а кого намотало на колесо, можно будет, лишь когда уляжется пыль. Фильм Миллера из разряда тех, где торжество кинематографа исключительно техническое – мастерство сценаристов, которых здесь аж трое, включая самого режиссера, в прямом смысле заглушается грохотом железа в кадре и грохотом громоздких IMAX-камер за кадром. Над тем, что однажды кинематографисты старательно придумывали характеры и реплики, герои шутят, глядя в небо. Там среди звезд пролетает чудом уцелевший спутник. «Когда-то с их помощью люди смотрели сериалы», – мечтательно говорит один из персонажей. «Безумный Макс: Дорога ярости» заставляет задуматься о том, что при всех достижениях в производстве кино на экраны выходит не так уж много предназначенных не для домашнего, а исключительно для кинотеатрального просмотра визионерских экшенов.