0
6437
Газета Кино Интернет-версия

29.04.2015 00:01:00

"Движение": где начинается российское кино

Тэги: омск, кинофестиваль, движение, дебют, наталья мещанинова., красные браслеты


Наталия Мещанинова и ее фильм «Красные браслеты» – фавориты «Движения».	Фото РИА Новости
Наталия Мещанинова и ее фильм «Красные браслеты» – фавориты «Движения». Фото РИА Новости

С третьей попытки смотр работ начинающих режиссеров, кажется, превратился в один из самых интересных в российском фестивальном пространстве. У истории успеха «Движения»-2015 несколько составляющих. От безупречной организации до неожиданной в своем разнообразии программы. Игровые и документальные ленты, фильм о войне и сериал – неровный, но разноплановый конкурс, в котором соседствовали и авторские проекты, и обреченные на массовый успех зрительские работы и, наоборот, вряд ли предназначенные для широкого проката, сугубо фестивальные картины. 

Впрочем, важнее не различия, а общее – почти все участники в этом году говорили с российским зрителем о России, ее проблемах, ее отдаленных уголках, ее жителях и их загадочной душе, о том, почему уехать хочется, почему уехать нужно и зачем оставаться. В этом смысле выбор Омска местом проведения «Движения» выглядит верным: далекий от столицы город-парадокс, огромный, серый, ветреный – и вдруг со множеством кинотеатров и любопытными зрителями, заполняющими все места на сеансах. Такая посещаемость ММКФ и не снилась. Словно отозвавшись на запрос именно этого зрителя, режиссеры выехали за пределы Садового кольца и сделали местом действия провинцию.

Ее населяют, к примеру, находчивые юные предприниматели – герои фильма Клима Шипенко «Как поднять миллион. Исповедь Z@drota», открывавшего «Движение»-2015. Два школьных изгоя из периферийного города, которых подружило желание стать богатыми и счастливыми, генерируют бизнес-идеи и начинают один стартап за другим – от интернет-рекламы и порносайтов до продажи бесполезных гаджетов. Сюжет развивается по предсказуемой схеме: деньги приходят и уходят, а коррупция в России вечна, и идут молодые люди не к богатству, а к осознанию истинных ценностей – этакая неумелая версия «Волка с Уолл-стрит» или даже «Духless», единственным достоинством которой являются не актерские работы, а скорее даже новые лица на экране. Не случайно Виктор Грудев и Дмитрий Калязин получили по актерскому диплому от жюри. Лучшим же актером фестиваля был признан Артем Алексеев, сыгравший в фильме «Поездка к матери» Михаила Косырева-Нестерова русского молодого человека, который едет навестить живущую во Франции маму и познакомиться со сводной сестрой (звезда «Жизни Адель» Адель Экзаркопулос). Не самая выдающаяся актерская работа – больше победы заслуживал Андрей Мерзликин из конкурсной «Единички». Но «Движение» – фестиваль дебютов, и логично отдавать награды начинающим актерам. Что до самого фильма, то его тоже можно отнести к слабейшим в программе. Начинают за здравие: в пейзажах Прованса герой беседует с невидимой матерью, которая говорит за кадром голосом Маргариты Тереховой. Видеоряд напоминает фильмы Франсуа Озона – за это стоит поблагодарить оператора Олега Лукичева, получившего заслуженный приз. Но на этом сходство «Поездки» с работами французского режиссера заканчивается. Дальше – тягучая, почти бессюжетная история о нескольких днях из жизни брата и сестры. Режиссер, несомненно, хочет вписать фильм в контекст европейского кино – отсюда и место действия, и француженка в главной роли. «Поездка к матери» в этом смысле – повод задуматься о том, что попытка искусственно подстроиться под аудиторию и выйти на тот или иной кинорынок – не залог успеха.

Для сравнения: явные фавориты фестиваля, подтвердившие статус заслуженными наградами, ищут путь к зрителю иначе. Александр Горчилин, ученик Кирилла Серебренникова и один из ведущих молодых актеров «Гоголь-центра» представил на «Движении» дебютную режиссерскую работу – документальную ленту «#комунарусижитьхорошо». Прошлым летом, в рамках подготовки к новой театральной постановке по поэме Некрасова, несколько актеров «Гоголь-центра» отправились в экспедицию по деревням – задавать их жителям тот самый заглавный вопрос. Из отснятого материала получилась во многом сумбурная картина, местами даже раздражающая – актеры за кадром не переставая смеются над местными пьяницами, у которых вряд ли спрашивают разрешение на съемку. Но из этой глупости рождается что-то настоящее – и речь не только об историях селян и их поразительных в своей простоте и глубине диалогах. Попавшие словно в параллельный мир – а по сути, в настоящую Россию – московские актеры, знавшие страну, как говорит Горчилин, только по фейсбуку, делают во многом точные выводы. «Россия бездумная, но нежная», – звучит с экрана. И понять ее можно только сердцем. Именно так нужно воспринимать и работу журналиста Романа Супера «На кончиках пальцев». Еще будучи телекорреспондентом, он отправился в Великий Новгород снимать репортаж о Наде Кузнецовой, больной буллезным эпидермолизом. Ей 28 лет, и ее жизнь проходит от одной перевязки до другой, а каждое прикосновение к хрупкой коже заканчивается незаживающей раной. В России эта болезнь не внесена в реестр редких, и тысячы страдающих ею людей для государства фактически не существуют, а значит, нет и помощи. Деньги на операцию в Германии (все, о чем мечтала Надя, – вернуть себе пальцы на руке) Роман Супер собрал в соцсетях – 2 млн за неделю. Фильм рассказывает о подготовке к операции и о самой поездке, к счастью, успешной. Рассказывает журналистским языком, что, конечно, делает картину скорее развернутым репортажем – но форма в данном случае не имеет значения. Важно, чтобы эту историю смогло увидеть как можно больше зрителей (фильм должны показать на Первом канале), и тогда, как сказал Роман Супер, «есть шанс, что государство отвлечется от ужасающей пропаганды и обратит внимание на реальных людей». Как уже обратили на них внимание зрители, отдавшие картине приз зрительских симпатий. Или жюри, вручившее в этом году приз не лучшей актрисе, а лучшей героине – Наде Кузнецовой.

Абсолютным же победителем фестиваля стала Наталия Мещанинова. Ее признали лучшим режиссером, а ее «Красные браслеты» – лучшим фильмом. Хотя это и не фильм, а сериал, два первых эпизода которого и участвовали в основном конкурсе. «Красные браслеты» – созданная Мещаниновой и сценаристом Любовью Мульменко адаптация одноименного испанского телепроекта о детском отделении больницы. Вовсе не социальная драма, а в чем-то даже мистический реализм, не страшная история о пациентах, а местами смешная и поразительно трогательная история о дружбе, любви, надежде. О том, что даже тяжело больные дети – прежде всего люди, которым нельзя отказывать в праве на простые радости и которым любовь и забота нужны не меньше, чем всем остальным. Об этом Мещанинова говорит без надрыва. Здесь нет ни грамма спекуляции, только талантливые работы актеров, качественные диалоги, красивый видеоряд, неплоские характеры и по-прежнему во многом табуированная для российских зрителей тема. Именно потому так важно, чтобы «Красные браслеты» показали по телевизору. Первый канал и продюсеры, по словам Мещаниновой, пока сомневаются, найдет ли сериал свою аудиторию. После «Движения», где Мещаниновой вручили две главные награды, а зрители с благодарностями не давали прохода, этих сомнений остаться не должно.

Омск–Москва 



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Курс рубля вернулся в март 2022 года

Курс рубля вернулся в март 2022 года

Анастасия Башкатова

Попытки воздействовать на нацвалюту ключевой ставкой могут ни к чему не привести

0
1516
"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

Владимир Мухин

Киев и НАТО готовятся к новому витку эскалации конфликта с Россией

0
1625
США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

  

0
732
Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Екатерина Трифонова

Отказать в возбуждении уголовного дела много раз по одному поводу теоретически нельзя

0
1076

Другие новости